или

Закон о техосмотре: новые инициативы и старые «прорехи»

Автор: Workle Post 21.05.2012 15:09

Закон о техосмотре: новые инициативы и старые «прорехи»

 

Разговоры о депрессии и второй волне кризиса слышатся все чаще. Заемщики ощущают опасения банкиров на собственной шкуре: ставки по кредитам растут, условия ужесточаются. Есть, однако, исключение: автокредитование. За пять месяцев этот сектор рынка показывает уверенный рост.

 

Получить автокредит стало проще, но купить и содержать автомобиль – сложнее. Потому что помимо кредита есть еще и страховка. Прежде всего – ОСАГО. Без нее автомобиль не продадут просто по закону. А законы не устоялись. Почти полгода, как государственный техосмотр (ТО) отменен, но юридические баталии все еще продолжаются.

 

Как известно, 24 апреля Госдума приняла в первом чтении поправки к Закону о техосмотре. Сейчас идет подготовка ко второму чтению, которое, видимо, состоится уже на этой неделе. 18 мая в Госдуме состоялось заседание рабочей группы. Присутствовавший на заседании президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин озвучил три предложения сообщества.

 

 

Как и ранее, страховщики поддерживают законопроект, но предлагают выдавать временный полис ОСАГО без прохождения ТО не на 15 дней, как предусмотрено в законопроекте, а на 20. Это имеет смысл. Ведь идея «короткого» полиса ОСАГО как раз в том, чтобы дать человеку возможность спокойно поставить автомобиль на учет или спокойно пройти ТО. К сожалению, в России иногда случаются, например, длительные праздники, и 15 дней может реально не хватить.

 

Кроме того, РСА предлагает отменить требования о необходимости не менее чем 6-месячного действия талона ТО на момент выдачи полиса ОСАГО, поскольку данное требование вынуждает автовладельцев, снимающих машину с учета, досрочно проходить ТО. Об отмене этого правила говорят давно. Его действие фактически дискриминирует тех, кто хочет продать авто с истекающим сроком действия полиса. Платить за ТО и полис ОСАГО должен новый хозяин, но правило возлагает эту обязанность на старого владельца.

 

Третьей новацией РСА является возможность выдавать полис ОСАГО по предъявлению не только талона ТО, но и диагностической карты или оплаченного договора на проведение ТО. Речь опять-таки об удобствах для водителей. Очереди при прохождении ТО длиннее, чем к страховщикам (там их вообще нет). Почему бы владельцу машины не оплатить ТО и, пока стоит в очереди, не оформить полис? Разумного ответа нет, но закон это запрещал.

 

К сожалению, в готовящемся ко второму чтению законопроекте есть еще две прорехи. Первая касается тех, кто купил автомашину за границей. В поправках не учтено, что им, возможно, тоже следовало бы разрешить приобретать временный полис ОСАГО на срок до 15 суток без прохождения ТО. Нужно же им каким-то образом доставить машину к месту постоянной регистрации. Да и страховым компаниям польза: если одновременно разрешить страховщикам выдавать временные полисы при въезде авто на таможенную территорию РФ, желающие найдутся.

 

Второй недостаточно учтенный в законопроекте момент: что делать, когда автомобиль находится в одном регионе, а его владелец – в другом. Скажем, уехал человек работать в Сибирь, а машину оставил в Москве; теперь хочет перегнать. По идее, страховая компания по месту фактического нахождения автомобиля должна выдать временный полис. Но в законе это четко не прописано, и некоторые страховщики отказываются это делать. К тому же человек лишается выбора: ведь смысл закона в том, чтобы пройти ТО и получить полис ОСАГО можно было в любом регионе. Но в данном случае вариант один: ТО и полис на год по месту нахождения машины. Возможно, нужно расширить сферу применения временных полисов без талона ТО.

 

Несмотря на юридические тонкости, отмена государственного ТО благотворно повлияла на страховые компании. В первом квартале 2012 года сборы по ОСАГО в целом по России увеличились на 22,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

 

В сегменте КАСКО ситуация принципиально иная. С середины 2009 года динамика продаж новых транспортных средств опережает динамику роста сборов по КАСКО (до кризиса тенденция была обратной). Тут действуют два фактора: тарифы стали более низкими и в продажах все большее место занимают бюджетные авто, владельцы которых не слишком склонны к оформлению добровольных полисов.

 

Источник: 711

Комментарии (1)

Елена Антонова 22 мая 2012, 09:04

По поводу ТО и полиса на год по местонахождению машины: проблема либо надуманная, либо уже решена, либо периферийная. Потому что в Москве в пунктах прохождения ТО я узнавала, кто может проходить в них ТО – ограничений по месту регистрации собственника машины нет. Мне сказали буквально: «Хоть из Хабаровска!» И полис ОСАГО в московских страховых компаниях можно выписать автовладельцу любого региона России.

Пожаловаться