Растут доходы населения, и люди начинают думать уже не только о первоочередных потребностях, но и о защите нажитого имущества; увеличиваются объемы строительства нового городского и загородного жилья, собственники стремятся защитить вложенные в его приобретение средства. Постепенно повышается и страховая культура населения, что является немаловажным условием распространения страховых услуг.
«Безусловно, это не такой выраженный рынок, как КАСКО или ОСАГО, однако он есть и развивается», – отмечает директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге Владимир Храбрых.
Помогает ипотека
В структуре страховых портфелей компаний большая часть приходится на рыночный сегмент, то есть на клиентов, которые самостоятельно обращаются в страховую компанию для защиты собственного имущества.
Ипотечное страхование является частью комплексного соглашения о кредите, и условия страхования здесь диктует банк, а в его интересы не входит защита ни домашнего имущества, ни инженерных сетей, ни отделки, ни гражданской ответственности – по договорам ипотечного страхования защищен, в основном, «конструктив».
В целом страхование имущества физических лиц требует намного более серьезных усилий, затрат, развитой сети агентов и других каналов продаж, чем другие виды страхования, но наличие такого вида в портфеле продаж дает страховой компании большую устойчивость.
Хорошо застрахованное новое
Предпочтения страхователей в этом сегменте меняются очень медленно. Во-первых, страхование имущества частных лиц, кроме ипотечного, восстанавливается после кризиса медленнее других видов, во-вторых, горожане не спешат тратить деньги на защиту своего имущества. Собственники, заплатившие за недвижимость свои деньги, более склонны страховаться, чем те, кто получил недвижимость в дар, в наследство. Соответственно, чаще страховую защиту получают новые квартиры и новое загородное жилье.
В рыночном сегменте на загородную недвижимость приходится порядка 50−60%. Эксперты отмечают, что сегодня все больше страхуются квартиры с хорошим ремонтом, как правило, расположенные в новостройках. Что касается элитной недвижимости, то ее владельцы всегда страховали и продолжают страховать.
В дальнейшем по популярности на первый план будут выходить быстрые и простые в заполнении продукты. Ввиду небольшой стоимости, в отличие от полисов КАСКО, скорость и простота является основным коньком страховых продуктов по страхованию недвижимости. Достаточно широкое распространение в последнее время также получает страхование гражданской ответственности квартиросъемщиков перед третьими лицами. Такое страхование более востребовано, чем страхование имущества. Основными клиентами в данном направлении являются собственники жилья в ТСЖ и многоквартирных домах, не желающие портить добрые соседские отношения.
Многие предпочитают экономить
Сдерживающим фактором на рынке остается надежда людей на авось. Второй фактор – опыт получения пострадавшими безвозмездной помощи от государства. Различные формы взаимодействия страховщиков с государством, например, совместная защита жилого фонда, могут стать стимулом к развитию сегмента страхования частной недвижимости.
Источник: Коммерсант