Согласно вступающим в силу с января 2014 года поправкам в закон, страховщики имеют право прописать в договоре лишь одну форму возмещения ущерба – ремонт.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, автовладельцам следует внимательно читать договор, и если он их не устраивает, менять страховую компанию.
Если же это невозможно, надо требовать скидку на полис и внесение в договор специальных пунктов об автосервисах, где будет производиться ремонт.
Появление такой нормы вызвано судебной практикой: в 2012 году пленум Верховного суда принял постановление о распространении действия закона о защите прав потребителей на область автострахования. Суды оказались завалены исками от страхователей, которые требовали оштрафовать компании за нарушение сроков выплаты компенсаций. В ряде случаев штрафы стали доходить до 50% от общей суммы компенсации. В целом увеличился и размер страховой выплаты: в первом полугодии-2013 он вырос до 44 600 руб. против 39 000 годом ранее.
Поэтому неудивительно, что страховщиками были пролоббированы соответствующие поправки в законодательство: натуральная форма возмещения (ремонтные работы) в отличие от выплаты денежной компенсации не имеет чёткого срока исполнения обязательств – потому страховщики и не могут быть оштрафованы.
Сейчас есть две формы заключения договора добровольного страхования: предусматривающий выбор между видами возмещения убытков и имеющий только один вариант – ремонт. Зачастую страховые компании предлагают именно второй, умалчивая об альтернативе. Но пока ещё автострахователь может подать в суд и добиться того, чтобы ему страховая выплатила денежную компенсацию, даже несмотря на то, что в договоре или правилах КАСКО этого пункта нет, а есть только натуральное возмещение – ремонт. С января же такой возможности у страхователя не будет. По прогнозу Ассоциации по защите прав автострахователей, около 50% компаний исключат пункт о денежной компенсации из договора.
Впрочем, сами компании уверяют, что ничего такого ожидать не стоит. «Для клиентов никаких существенных изменений не произойдёт. Мы сейчас предоставляем альтернативу по возмещению ущерба – будем придерживаться этой практики и в дальнейшем», – пояснили в компании «АльфаСтрахование».
Желающим заключить договор КАСКО надо быть внимательными: так как это добровольный вид страхования, компании не обязаны акцентировать внимание клиента на всех существенных условиях договора. Лучше прямо спросить, будет ли выплачена денежная компенсация при возникновении страхового случая.
Особенно внимательными должны быть водители, приобретающие автомобили в кредит, – для них договор КАСКО обязателен (это условия банков) и часто подписывается прямо в автосалоне. Договор не позволит досрочно погасить кредит, получив по КАСКО денежную компенсацию в досудебном порядке или продав авто. Это значит, что страхователь будет вынужден оплачивать кредит и при этом не сможет пользоваться машиной, поскольку ремонтные работы могут занимать полугода – в зависимости от сложности. Заёмщики банков – это основные потребители услуги КАСКО: как показало исследование ГК «Автоспеццентр», в 65% случаев причиной оформления страховки становится приобретение автомобиля в кредит.
Руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин:
– В момент заключения договора КАСКО представитель страховщика красочно рассказывает клиенту о привилегиях, которые он получит, заплатив за полис, при этом умалчивая о трудностях, с которыми можно столкнуться в случае ДТП. Так, не все компании в перечень услуг включают эвакуацию с места ДТП, помощь в сборе справок, ремонт у официального дилера, а предлагают автосервис низкого уровня качества или находящийся в большой удалённости от Москвы. Если при продлении договора исключена из вариантов страхового возмещения выплата деньгами, рекомендуем рассмотреть предложения остальных компаний. В случае невозможности перехода в другую можно потребовать скидку и чёткого указания сроков выполнения ремонтных работ. Также в дополнительных условиях договора страхования рекомендуется указать название автосервисов, в которых будет осуществляться ремонт в случае ДТП.
Генеральный директор Автоспеццентра «Химки» Евгений Королёв:
– Данная инициатива может упростить процедуру возмещения ущерба страховой компанией, если чётко будут проработаны следующие вопросы: где, в какие сроки и насколько качественно производится ремонт автомобилей. Если страховым компаниям удастся создать сеть сервисных центров, обслуживающих авто страхователей на должном уровне, то проблем с введением нового порядка возмещения ущерба для водителей, действительно желающих отремонтировать свою машину, не будет. Что же касается случаев, связанных со страховым мошенничеством, то совершенно очевидно, что их количество сократится до минимума. Однако стоит учитывать, спорные ситуации могут возникнуть и при полной продуманности системы. Например, с первым снегом аварийность на дорогах вырастет и поток обращений, поступающих в страховые компании, резко увеличится. В связи с этим в автосервисах начнут скапливаться очереди, работы будут затягиваться, что негативно скажется на имидже компаний в глазах клиентов.
Источник: Всё! о страховании в России