или

Без бумажки ДТП

Автор: Workle Post 23.08.2013 19:39

С момента введения в России «Европротокола» – упрощённой схемы оформления ДТП – прошло уже четыре года, но до сих пор к нему прибегают лишь очень малая часть автомобилистов. Водители не уверены, что смогут оформить все документы без ошибок; страховщики, со своей стороны, очень неохотно верят им на слово и предпочитают справки из ГИБДД.


На своей исторической родине, во Франции, «Европротокол» называется не сухим «извещением о ДТП», а «constat amiable», что дословно переводится с французского как «полюбовное соглашение». Как следует из названия, водители при аварии могут оформить претензии друг к другу самостоятельно, если у них не возникло никаких разногласий. Кроме того, в таких случаях отсутствуют какие-либо лимиты страховых выплат, а сам протокол является полноценным доказательством факта ДТП. Жандармов или полицейских водители обязаны вызывать, только если в результате аварии кто-то пострадал. Разумеется, такая практика сложилась во Франции и других европейских странах не сразу, а в ходе долгого становления рынка автострахования.

 

 

Российские законодатели в 2007 году решили подойти к введению упрощённых схем оформления ДТП с осторожностью и установили планку максимальных компенсаций по «Европротоколу» (или, если говорить официальным языком, оформлению аварий «без участия уполномоченных на то сотрудников полиции») на уровне 25 000 рублей.

 

В марте 2009 года после вступления в силу поправок о «Европротоколе» в Закон «Об ОСАГО» многие заговорили, что законодательная новинка оставит без работы так называемых аварийных комиссаров. Эти люди, в простонародье называемые аваркомами, за отдельную плату берут на себя все хлопоты по оформлению ДТП: заполняют извещение для страховой, получают справки в ГИБДД, оценивают ущерб и т. д. Практика же показала, что работы у аваркомов только прибавилось – теперь их вызывают в том числе и для оформления «Европротоколов» – в надежде, что они приедут быстрее, чем полиция. Самостоятельно урегулировать ДТП водители пока не спешат.

 

На уровне погрешности

 

Как рассказали в нескольких страховых компаниях, сегодня по «упрощёнке» оформляются от 5 до 10% всех обращений в страховые после ДТП по полисам ОСАГО. Конкретную цифру или подробную статистику там не привели. Стабильный прирост в 1−2% в год сами страховщики при этом не связывают с интересом водителей к «Европротоколу». «Количество обращений по „Европротоколу“ возрастает с ростом числа страховых случаев, но составляет относительно малую величину», – сообщил директор департамента урегулирования убытков розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Сергей Мамаев.

 

Одной из причин, по которым «Европротокол» не получает широкого распространения, Мамаев называет тот факт, что водители зачастую просто не выполняют его условия, при том что их всего три.

 

  1. В результате ДТП повреждено только имущество.
  2. В ДТП попали всего два автомобиля, которые застрахованы по ОСАГО.
  3. Водители одинаково оценивают обстоятельства ДТП, то есть один из них признал свою вину.

 

Невыполнение хотя бы одного из этих пунктов лишает потерпевшую сторону всех полагающихся выплат, и это предсказуемо порождает у водителей недоверие к процедуре в целом.

 

Другой немаловажный фактор – в том, что ущерб от аварии её участники вынуждены оценивать «на глазок». В итоге многие боятся «выскочить» за предел в 25 000 рублей и предпочитают дождаться инспектора ДПС.

 

Страховщики, со своей стороны, отказывают в выплатах по «Европротоколу» примерно в 5% случаев, и значительную часть этих отказов Сергей Мамаев связывает именно с некорректным оформлением документов и нарушением условий «упрощённой схемы». Определённые сложности доставляет страховым компаниям и высокий уровень мошенничества: по словам заместителя руководителя департамента урегулирования убытков компании «Росгосстрах» Дмитрия Титиева, в случаях с оформлением «Европротокола» он «превышает стандартные для ОСАГО 20−25%». Каким образом измеряется этот параметр, представитель страховщика не уточнил.

 

Под мошенничеством в данном случае подразумевается имитация ДТП. К примеру, два автомобилиста с поцарапанными во дворе или гараже деталями кузова могут «сочинить» аварию, после чего один из них – «пострадавший» – получит компенсацию, поделится ею с «виновником», и каждый отремонтирует свою машину. Более «продвинутые» любители наживы симулируют сам ущерб – скажем, наносят его намеренно и затем преувеличивают его размер и характер, чтобы получить более высокие компенсации на ремонт скрытых повреждений.

 

Ещё одна особенность «Европротокола» в России состоит в том, что он никак не обеспечивает интересы виновника ДТП, без согласия которого урегулировать аварию «на месте» не удастся. В Европе, как уже говорилось, протокол является полноценным доказательством факта ДТП и не вызывает у страховых компаний никаких вопросов, у нас же всё иначе. Если «провинившийся» водитель собирается ремонтировать своё авто из личных средств, ему ничто не мешает оформить аварию по «упрощёнке». Но если машина в добровольном порядке застрахована по КАСКО, то выясняется, что заполненного водителями извещения о ДТП для страховой компании будет недостаточно.

 

«В страховании КАСКО объектом страхования является имущество, в ОСАГО – ответственность. Соответственно, и требования к оформлению иные. Не говоря уже о том, что (в рамках КАСКО) иные вероятности наступления страхового события, иные страховые суммы и иные премии», – объяснил Дмитрий Титиев. В качестве примера он напомнил, что объём возмещения по КАСКО ограничен только стоимостью автомобиля, в то время как по ОСАГО этот порог не превысит 120 000 рублей (если не было ущерба жизни и здоровью потерпевших). «Соответственно, риски страховой компании иные, и преференции для клиентов – тоже», – добавил представитель «Росгосстраха», объясняя отказ страховых компаний выплачивать компенсации на основании одного лишь извещения о ДТП.

 

Но основная причина кроется не столько в различиях видов страхования и сумм выплат, сколько опять-таки в том, что страховщики не доверяют водителям. Это вынуждает виновника с полисом КАСКО дожидаться экипажа ДПС, даже если он и сам был бы рад не отнимать время у второго водителя и всех тех, кто попал в образовавшуюся из-за аварии пробку.

 

Двойная выгода

 

Разговоры о том, что порог выплат в 25 000 рублей для «Европротокола» (оказавшийся в 2013 году ниже среднего уровня компенсаций по ОСАГО) является слишком низким и тормозит развитие «упрощённой» схемы оформления ДТП в России, ведутся уже давно. Первую поправку в Закон «Об ОСАГО», которая предусматривала увеличение порога до 50 000 рублей, направили на рассмотрение Госдумы еще в ноябре 2011-го и тогда же приняли в первом чтении. В таком состоянии законопроект просуществовал до июня 2013-го, когда был отклонён во втором чтении, поскольку ему нашли более комплексную замену.

 

Новый проект закона, поддержанный депутатами в апреле того же года в первом чтении, предполагает значительное изменение законодательства об ОСАГО. Главным новшеством стало повышение страховых сумм, которые будут выплачиваться пострадавшим. Так, при вреде жизни и здоровью максимальные выплаты каждому потерпевшему предложено повысить со 160 000 до 500 000 рублей. Максимальный размер компенсации каждому потерпевшему за повреждённое имущество предлагается поднять со 120 000 до 400 000. Действующие сейчас ограничения на выплаты в случаях с несколькими потерпевшими при этом снимаются.

 

Что же касается «Европротокола», то законопроект предлагает не только поднять максимальные выплаты до 50 000 рублей, но и ввести особые условия для некоторых регионов. Так, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области при оформлении аварии по «упрощёнке» водители, по замыслу авторов поправок, смогут получать компенсации в размере до 400 000. Единственным условием при таких крупных выплатах будет предоставление фотографий или видеосъёмки с места ДТП.

 

 

►К СЛОВУ

 

В США по фильмам известен принцип «стукнулись, обменялись страховками и поехали дальше», хотя на деле не всё так просто. Водители могут урегулировать все вопросы (обменяться контактной информацией и номерами полисов) самостоятельно, но во многих штатах действует правило, что о любом ДТП с ущербом свыше 1 000 долларов (или при наличии жертв) надо известить полицию. «Известить» в данном случае не всегда означает, что водители не должны двигать автомобили до прибытия патрульной машины. Офицер может по телефону оценить масштабы аварии и рекомендовать безопасно «прижаться» к обочине, чтобы не мешать другим участникам движения. Примерно так же действует «упрощённая» схема в Канаде.

 

Похожим образом обстоят дела в Великобритании, где водители по закону обязаны уведомить полицию о ДТП в течение 24 часов.

 

 

►МЕЖДУ ТЕМ

 

Пока страховщики и водители строили догадки о том, что принесёт им новое законодательство об ОСАГО, стало известно, что и самим инспекторам ГИБДД уже надоело выезжать на мелкие ДТП.

 

В июне 2013 года МВД опубликовало планы на ближайшие пять лет, в которых сказано, что оформление автомобильных аварий без жертв полностью передадут страховщикам до конца 2015 года. Информация о том, в каком виде это будет сделано, пока отсутствует – придётся дождаться следующего года, когда пилотный проект запустят в четырёх регионах страны.

 

А до тех пор российским водителям остаётся учиться правильно заполнять извещение о ДТП. Ну, или продолжать по старинке ждать экипажи ДПС, выслушивая недовольные комментарии со стороны проезжающих мимо.

 

Источник: Лента.Ру

Комментарии (1)

Софья Козлова 26 августа 2013, 20:40

Я только осваиваю страхование, и, оказывается, что и как автомобилист я многого об ОСАГО не знала…

Пожаловаться