или

О темпе роста выплат

Автор: Workle Post 12.07.2013 20:43

По итогам I квартала 2013 года темп роста страховых выплат в целом по рынку ОСАГО почти в три раза превысил динамику страховых премий (35,1% против 13,4%).


39 страховщиков из 101, осуществляющих ОСАГО, продемонстрировали существенно больший прирост страховых выплат, чем страховых премий. Практически на 10 процентных пунктов поднялся уровень страховых выплат, составив 66,3% (55,6% по итогам I квартала-2012).

 

 

В разных СМИ высказывались, пожалуй, все возможные мнения о причинах опережающего роста страховых выплат. Так, например, речь шла о включении штрафов, выплаченных по судебным решениям, в объём страховых выплат (что, конечно, ошибочно), о росте числа заявленных убытков в связи с появившимися надеждами клиентов получить со страховщиков больше возмещения, о влиянии инфляции на величину смет оценщиков и стоимость ремонта и, наконец, об общем повышении аварийности в последнее время. Весьма возможно, что все эти причины, кроме штрафов, в той или иной степени, повлияли на объём страховых выплат по ОСАГО в I квартале (17,3 миллиарда рублей, по данным РСА).

 

Однако с публикацией статистики ФСФР по всем видам страхования стало ясно, что ситуация с опережающим ростом страховых выплат в I квартале сложилась не только в ОСАГО. Отметим, что в целом для рынка опережающая динамика выплат не характерна для начала года, так как у кэптивных страховщиков и страховщиков, обслуживающих крупные предприятия, планирующих свои расходы на страхование заранее, I квартал – период, когда начисляются наибольшие объёмы премии по сравнению с остальными кварталами. По этой же причине в ДМС традиционно на конец года приходятся наибольшие объёмы страховых выплат. Даже у страховщиков – лидеров рынка такая ситуация не редкость.

 

Тем не менее в I квартале 2013 года опережающий темп роста страховых выплат отмечен, по данным ФСФР, помимо ОСАГО в добровольном страховании от несчастных случаев и болезней, в добровольном медицинском, в страховании автотранспорта, средств воздушного и водного транспорта, в добровольном страховании ответственности владельцев автотранспорта, по «Зелёной карте», в страховании ответственности судовладельцев, в обязательном государственном страховании военнослужащих.

 


 

Из сравнения (см. диаграммы) убраны те виды страхования, которые характеризуются ограниченным кругом клиентов и крупными единичными убытками (например, авиационное или морское).

 


 

Первый вывод, который лежит поверхности: не последовали ли страховщики пожеланиям главы ФСФР, неоднократно высказываемым им в ходе пресс-конференций, не решились ли они, наконец, устремиться к минимальной разнице страховых взносов и страховых выплат? Возможно, хотят показать, что уже не так «мало платят»…

 

Но представляется, что картина рынка, на самом деле, другая: скорее всего, можно говорить о том, что финансовая модель российского страхования начала своё смещение в нормальную сторону, когда источником прибыли страховщика становится не существенная разница между премиями и выплатами, а профессиональный андеррайтинг, экономия на издержках и инвестиционный доход. Очевидно, данный вывод несёт в себе и угрозу, так как в случае если обозначенные соотношения всё-таки станут тенденциями, то уйти с рынка должны будут не только мелкие страховые компании, но и те крупные, что предпочитают существовать именно за счёт указанной разницы.

 

Источник: ПРАЙМ