Если оно, как и ожидается, будет сегодня, 27 июня, утверждено Пленумом ВС РФ, то с завтрашнего дня страховщики попадут в новую судебную реальность.
Суды будут считать, что:
Проект постановления Пленума ВС РФ подготовлен рабочей группой Верховного суда, в которую входили и страховщики. Большая часть положений постановления касаются выводов, сделанных в январском обзоре судебной практики ВС РФ. Помимо перечисленных выше положений, которые также были описаны в обзоре, в документе был признан «не основанным на законе» учёт износа автомобиля. В этой части с выходом постановления Пленума ВС РФ положение страховщиков улучшится: учёт износа машины при расчёте возмещения признан в нём законным.
Кроме того, Пленум Верховного суда несколько урежет права потребителей страховых услуг. Прошлогоднее постановление наделило потребителей правом обращаться в суд по месту своего жительства, а не только по месту регистрации страховщика, требовать с компании потребительский штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, неустойку в размере 3% за каждый день просрочки исполнения обязательств и компенсацию морального вреда.
Согласно проекту нынешнего постановления, не платить госпошлину смогут только истцы, являющиеся инвалидами I и II групп. Кроме того, проект запрещает судам взыскивать со страховщиков 3% неустойку и предоставляет право снижать размер потребительского штрафа, применяя ст. 333 Гражданского кодекса. Эта статья позволяет судам уменьшать штраф «в исключительных обстоятельствах», когда он «явно несоразмерен последствиям нарушенного обязательства».
Опрошенные страховые юристы полагают, что несмотря на кардинальное изменение Пленумом ВС РФ правовых реалий, в которых работают страховщики, пути выхода из ситуации для них всё же имеются.
«Чтобы избежать не предусмотренных правилами страхования выплат, надо коренным образом изменить систему описания страхового случая. Если раньше страховщики из общего определения события исключали частности, то теперь нужно делать ровно наоборот: перечислять частные случаи, в которых компания будет платить», – говорит управляющий партнёр адвокатского бюро «Филипков и партнёры» Вадим Филипков.
Самое эффективное в данной ситуации – создавать как можно меньше поводов для обращения клиента в суд. Как правило, страховщик может этого добиться, если сам начнёт строго соблюдать условия собственных правил страхования, считает партнёр ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.
Источник: АСН
Комментарии (1)
))
Пожаловаться