На начало 2013 года в космосе побывали 530 человек из 38 стран мира. В 2012-м на долю России пришлось 38% мировых космических запусков (24 запуска, из них 23 – удачные). Ближайший конкурент – Китай осуществил 19 пусков, США – 13 (12 удачных), Евросоюз – 10.
Растут и расходы на космические программы. Утверждённая в декабре 2012-го госпрограмма «Космическая деятельность России на 2013−2020 годы» предполагает финансирование в 2,1 трлн рублей. В период с 2013 по 2015-й Россия планирует запустить 68 космических аппаратов, к 2020-му этот показатель должен увеличиться до 113 спутников.
Однако с годами вера россиян в отечественные космические успехи уменьшается. По данным свежего опроса «Левада-центра», доля соотечественников, считающих Россию мировым лидером в области освоения космоса упала с 51% в 2011-м до 35% в 2013-м. Особенно заметно «космический патриотизм» снизился в 2012 году – после четырёх неудачных запусков-2011. Вера в лидерство США за тот же период выросла с 26% до 31%. Другие фигуранты списка «космических гигантов» – Китай (9%) и Евросоюз (6%). Без малого 90% соотечественников (против 80% два года назад) уверены, что России необходимо расширяться или как минимум сохранять нынешний объём. Интересно, что доля положительно относящихся к космическому туризму россиян с годами падает – сегодня такую «коммерциализацию космоса» одобряют 56% россиян против 67% в 2007-м.
Вполне вероятно, народная поддержка упала на фоне длительного отсутствия новых коммерческих полётов: последний космический турист – создатель знаменитого Cirque du Soleil канадец Ги Лалиберте вернулся из полёта 11 октября 2009-го. C 2001 по 2009-й в космос за свой счёт слетали семь человек (один из них – американский миллиардер Чарльз Симони побывал в космосе дважды). Каждому из космических туристов путешествие обошлось в 20−40 миллионов долларов. Причём пятеро путешественников из семи заработали свои состояния на высоких технологиях (программное обеспечение, оптоэлектронные сенсоры, телеком). Следующим космическим туристом может стать британская певица Сара Брайтман: в декабре 2012-го она заключила соответствующее соглашение с компанией Space Adventures.
При этом заработать на космосе, особенно если он в буквальном смысле сваливается на голову, как в случае с падением метеорита в Челябинске, россияне вовсе не прочь. В начале апреля администрация Челябинска обратилась в Роспатент за получением статуса «Метеоритной столицы России» для закрепления своих прав на ряд «метеоритных» товарных знаков. Частные компании (например, кондитерские и парфюмерные производства) начали использовать метеоритную тематику вскоре после происшествия, а жители активно продавали «кусочки космоса» через Интернет.
Источник: Маркер