или

Шесть типичных случаев пропажи денег с банковских карт

Автор: Workle Post 05.03.2013 14:33

В последнее время всё больше читателей «РБК. Личные финансы» в своих отзывах жалуются на участившиеся случаи пропажи денег с зарплатных карт.

 

 

 

Размер банка вовсе не гарантирует, что деньги с банковской карты не исчезнут. РБК собрала наиболее типичные случаи и попросила банкиров разобраться в ситуации, а юристов – дать советы, как защитить свои права в подобных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-банк: длинный тормозной путь

 

«Пришли SMSки о снятии денежных средств в размере 100 тысяч рублей. При этом в момент снятия банковская карта находилась при мне. Несколькими последовательными операциями в короткий промежуток времени (8 минут), пока я дозванивался в банк с целью заблокировать карту, деньги были похищены со счёта. Хочу отметить, что уже с заблокированной карты, а также в момент дозвона в банк, произошло ещё три попытки снятия денежных средств, которые были отклонены. На момент написания заявления в банк денежные средства ещё не были списаны с моего банковского счёта, а находились в статусе авторизации. Тем не менее банк в течение нескольких дней списал их с моего счёта. На момент написания отзыва от банка пришло письмо о невозможности отмены транзакций. Москва».

 

Как пояснила адвокат юридической компании «Хренов и Партнёры» Анна Бурдина, здесь защита прав гражданина затруднена, поскольку непонятно, кто виноват. «В данном случае следует одновременно обращаться как в банк с письменным требованием о возврате незаконно списанных денежных средств, так и в органы внутренних дел с соответствующим заявлением о факте хищения», – советует адвокат.

 

По её словам, по общей практике банк рассматривает такое заявление в течение одного-трёх месяцев и отказывает в восстановлении денежного баланса, который имелся до списания, поскольку отсутствуют виновные действия банка в совершении операции по выдаче наличных из банкомата с вводом пин-кода карты, совершения покупок с вводом того же пин-кода. Ответственность за сохранность банковской карты, неразглашение пин-кода возлагается на её держателя, а не на соответствующий банк.

 

Официальных комментариев по этой ситуации от банка получить не удалось.

 

Связной банк: испорченный отпуск

 

«Пользуюсь услугами банка не так давно, а уже влетел на кругленькую сумму. Мой банковский счёт был заморожен, и с него выведены все деньги. Я позвонил в службу поддержки. На вопрос, куда пропали мои деньги, однозначного ответа не получил. Оператор ответил, что никаких проблем не видит и с моим счётом всё в порядке, но по техническим причинам он заблокирован. Все последующие операторы твердили, что мне необходимо приехать в ближайший банк с паспортом, и все проблемы решат там. Но ближайший банк находится от меня в 1 500 км, а я в отпуске, и отпуск полностью испорчен».

 

Независимый финансовый советник Наталья Найденкова рекомендует в ситуациях, аналогичной этой, следовать предельно простой последовательности действий:

 

1) позвоните в банк и заблокировать счёт;

 

2) соберите доказательства своей невиновности (письменное заявление свидетелей с указанием даты, времени, места вашего нахождения; номер карты, которую вы им предъявили; паспортные данные свидетелей и подпись; распечатку разговоров с телефона, полученное SMS-уведомление и т. д.);

 

3) если деньги украдены с пластиковой карты, сообщайте об этом полиции, в том числе и за рубежом, то есть фиксируйте факт правонарушения и получайте в его подтверждение справку;

 

4) в банке пишите заявление, указывайте операции, которые оспариваете (заявление о несогласии); приложите собранные доказательства; банк начинает расследование, срок – до 180 дней;

 

5) в случае отказа банка в возврате средств обращайтесь в суд по месту жительства, но сначала взвесьте все за и против.

 

Альфа-Банк: деньги украдены прямо в банкомате при отделении банка

 

«В августе оформил потребительский кредит, который досрочно был погашен. Сегодня получил SMS о задолженности по кредитной карте, которая была выдана для вноса наличных в банкомат для оплаты кредита. На „горячей линии“ операторы ничего внятного объяснить не смогли, переключая раз пять друг на друга. Каково же было моё удивление, когда оператор банка уже в отделении сообщила мне, что с данной карты была снята сумма 2 500 рублей наличными в этом же отделении (причём никаких SMS о снятии денег также мне не приходило), сделали распечатку и развели руками. Вадим Цахес, Санкт-Петербург».

 

Как пояснили в пресс-службе Альфа-Банка, на момент расследования был установлен факт компрометации карты клиента. В итоге банк вернул оспариваемую сумму на счёт клиента. Подобные проблемы в Альфа-Банке решаются централизованно; но должно быть подтверждено, что клиент ни при чём, тогда деньги вернут.

 

ЮниКредит Банк: сняли средства с неактивированной карты

 

«Оформлял потребительский кредит. Вместе с ним оформили дополнительную кредитную карту, которую выпустили и сообщили, что она лежит в отделении банка. Я решил её оставить там. Позже обратил внимание, что моя неполученная кредитка из статуса „Не активна“ перешла в „Активна“ и на ней уже не 51 000, а 3 653 рублей. Как оказалось, кто-то забрал из отделения кредитную карту, взял её ПИН-код, активировал и в самом же отделении из банкомата начал снимать денежные средства. Санкт-Петербург».

 

По словам адвоката Анны Бурдиной, при рассмотрении дел о пропаже средств с карты суд принимает позицию банка и отказывает в удовлетворении требования о взыскании незаконно списанных денежных средств. Единственным возможным способом возврата банком денежных средств является одновременная доказанность хищения денежных средств в рамках уголовного дела и сообщение в банк о хищении и блокировке банковской карты. В таких случаях суд удовлетворяет заявление о возврате списанных средств после сообщения держателя карты о хищении и блокировке.

 

ВТБ 24: опасная тенденция

 

«У меня с карты исчезли 6 000 рублей; в офисе показали, что их сняли в несколько операций через Омск, Москву и даже Сан-Франциско. Понятно, что это мошенничество. После расследования банк отказался вернуть деньги, так как все реквизиты были введены верно. Карту никому не давали, в Интернете не расплачивались. На днях точно такая же история случилась с нашими родителями, только с их карты исчезли уже 30 000 рублей. Как такое возможно? Реквизиты знают только в банке, доверия больше нет ни к нему, ни к пластиковым картам. Соня Журавец, Санкт-Петербург».

 

Чтобы избежать подобных ситуаций, управляющий директор Optima Infosecurity (Группа Optima) Неманья Никитович рекомендует как можно реже использовать карту в Интернете. «Вы никогда не можете быть уверены в совершенстве систем информационной безопасности в банке», – говорит эксперт, отмечая при этом, что при выборе банка лучше отдавать предпочтение тем из них, кто внедряет максимально современные системы информзащиты.

 

Как пояснили нам в ВТБ 24, этот случай не остался без внимания специалистов. Также банк приводит простые правила, которые помогут уберечь клиентов от неприятностей:

 

1) подключите SMS-информирование;

 

2) вводите ПИН-код так, чтобы его не видели посторонние люди;

 

3) не передавайте карту третьим лицам;

 

4) в случае утраты карты немедленно её заблокируйте;

 

5) если вам позвонили с мобильного телефона и представились сотрудником Call-центра банка, не сообщайте никакую информацию, особенно полный номер вашей карты, ПИН-код и CVV-код (он указан на обратной стороне карты);

 

6) установите на компьютер антивирус и регулярно обновляйте его базу.

 

Возрождение: дебетовая карта ушла в минус

 

«Я владелец дебетовой карты, на которую перечислялась заработная плата. Полтора года назад она перестала переводиться, других поступлений и платежей с этой карты за последующий период не было. Сейчас мне поменяли карту, по истечении срока действия. Проверив баланс, я обнаружил сумму минус 1 067 рублей. После обращения в офис мне сказали, что это плата за услугу SMS-оповещения. Получается, данная услуга оказывалась мне в кредит, что недопустимо с дебетовой картой. Александр Мендельэль, Волжский».

 

Как пояснили нам в пресс-службе банка «Возрождение», ситуации, подобные описанной автором отзыва, рассматриваются на основе письменных заявлений клиентов, а также обращений, полученных на официальный адрес электронной почты. Иными словами, если клиент считает, что произошло не санкционированное им списание средств с его счёта, ему необходимо обратиться в банк с соответствующим заявлением. Банк проводит служебное расследование, включающее подробный анализ первоначального заявления клиента о предоставлении ему услуги банка и операций, совершённых с помощью этой карты.

 

В данном конкретном случае средства были возвращены на счёт клиента через неделю после поступления жалобы.

 

Источник: РБК