«Тон-банк» не скромничал: на своём сайте назвал себя членом многих отраслевых ассоциаций, своими банками-корреспондентами – ведущие банки мира, а также разместил генеральную лицензию ЦБ № 2161, «выданную» в ноябре 2005 года.
Правда, финансовые показатели и сведения о владельцах и топ-менеджерах, которые ЦБ обязывает раскрывать, «Тон-банк» не указал. А лицензия с таким номером была у Первого федерального банка, ликвидированного в 2004 году. Зато на сайте приведён адрес единственного офиса в Москве.
«На следующий день после того, как нам рассказали про банк, выехали проверить указанный адрес, – рассказывает сотрудник ЦБ. – Оказалось, что сайт есть, а банка – нет». По его словам, ревизоры обнаружили двухэтажное производственное здание с шестью входами: в нём расположено 10 организаций, среди которых «Тон-банка» не оказалось. Те, кого сотрудник ЦБ спрашивал, есть ли в здании банк, о нём не знали.
ЦБ впервые столкнулся с созданием фиктивного банка, который предлагал услуги населению. «Обычно нам жалуются на фиктивные компании, предлагающие кредиты или вклады, но никто не называл себя банком», – говорит источник в ЦБ.
«В лучшем случае это мошенничество, а в худшем – нарушение закона об отмывании денег и финансировании терроризма», – говорит президент Ассоциации региональных банков, депутат Анатолий Аксаков.
«Такие сайты обычно создаются либо для сбора персональных данных для продвижения продуктов, либо для мошеннических операций», – говорит гендиректор Group-IB Илья Сачков.
Документы по «Тон-банку» отправлены в правоохранительные органы, сказал источник в ЦБ. МВД в течение месяца примет решение по ним, сообщил сотрудник МВД.
Сайт «Тон-банка» был создан частным лицом в августе 2011 года.
Владельцев ресурса найти несложно, говорит Сачков: «Ресурс состоит из доменного имени и хостинга; и у регистратора доменного имени, и у хостинг-компании хранятся данные о доступе в личный кабинет (IP-адреса, время доступа), детали оплаты и др. Обычно этого хватает, чтобы в 80% случаев установить реальное лицо».
При наличии же времени задача найти реального владельца домена второго уровня решается в 99% случаев, даже если тот использует поддельные данные и анонимный доступ в Интернет.
Источник: Ведомости