Госнаркоконтроль предлагает запретить хождение и хранение в России долларовой, евровой и фунтовой наличности, так как почти все эти купюры имеют следы кокаина.
Борцы с наркотиками считают, что иностранные деньги используются наркоманами в процессе потребления зелья, а наркоторговцами – для расчётов за оптовые партии. Кроме того, содержащийся на купюрах кокаин может оказывать воздействие на ничего не подозревающих граждан, вызывая привыкание и порождая интерес к наркотикам даже у тех, кто и не собирался ничего нюхать или колоть. Искоренение иностранной валюты поможет в борьбе со страшным злом. При этом отмечается, что китайские юани и японские йены в этом плане намного безопаснее и их можно не запрещать.
К счастью, это выдумка. Доблестные борцы с «торчками» пока не додумались до такого решения, несмотря на то что статистика, относящаяся к следам кокаина на деньгах, правдива: 90% долларовой наличности в США и евровой в Германии, а также до 99% британских наличных фунтов содержат примерно 1 микрограмм кокаина на одну купюру.
Тем не менее желающие усложнить жизнь нормальным людям всегда найдут повод сделать это. Свежая инициатива Госнаркоконтроля как раз из этой серии: предлагается на ровном месте создать как можно больше проблем людям, пользующимся современными технологиями. Контролёры наркотрафика внезапно обнаружили, что некоторые дилеры и наркоманы используют в своей деятельности электронные деньги, то есть средства в платёжных системах WebMoney, «Яндекс.Деньги» и QIWI. Забавно, кстати, что в примерах, которые приводит ведомство, упоминаются именно эти системы, а не, скажем, «Деньги@Мail.Ru» или RBK Money. То ли ими намного реже пользуются, то ли заказа не было.
Наркоконтролеры предлагают простое и логичное, на их взгляд, решение: все электронные кошельки граждан должны быть идентифицированными, то есть именными. Хочешь открыть кошелёк в «Яндексе» – пиши заявление (ещё бы понять, куда), указывай паспортные данные, жди одобрения соответствующих структур. А потом каждый твой платёж останется в базе данных и при необходимости (или просто при желании) может быть тщательно исследован. В общем, всё, как сейчас с банковскими счетами и платёжными картами.
«Читатель ждёт уж рифмы розы», то есть очередных рассуждений о свободе, анонимности, праве на частную жизнь и прочем подобном. Но в данном случае речь даже не об этих высоких материях, а о простом бытовом удобстве пользования достижениями современного мира. Простота и удобство создания и использования электронных кошельков – ценность, ради которой они и были придуманы. Без этих свойств электронные деньги практически ничем не будут отличаться от той же платёжной карты, идеологически устаревшей ещё лет пять назад.
Как и любое прогрессивное решение, анонимные электронные кошельки, конечно, можно использовать и в незаконных целях. Но не секрет, что анонимность в Интернете – понятие очень и очень относительное. Как показывает практика (ключевые слова для поиска: «Врублёвский», webmoney), большинство преступников в Сети оставляют достаточно следов, чтобы у соответствующих органов была возможность их найти. А те, кто в состоянии обеспечить по-настоящему высокий уровень анонимности, смогут купить чужой электронный кошелек или использовать при регистрации поддельные данные.
Борьбе с наркоторговцами новые ограничения, очевидно, не помогут: у них найдётся множество решений, помогающих обойти любые запреты. Зато от лишнего барьера в виде идентификации пострадают нормальные законопослушные люди, вынужденные тратить время, силы и нервы на никому не нужную возню с документами. Впрочем, вряд ли это кого-то удивит.
Оригинальный текст Артём Ейсков