Причиной тому стали участившиеся случаи мошенничества с участием граждан с ограниченной дееспособностью. По мнению депутатов и банкиров, необходимо также создать единую федеральную базу недееспособных граждан, к которой могли бы обращаться банкиры.
По словам банкиров, кредитные организации всё чаще становятся жертвами мошенничества с использованием недееспособных граждан. «Через несколько дней после отправления неким клиентом денежного перевода на значительную сумму в отделении появляется человек, объявляющий себя его родственником и заявляющий о его психическом заболевании и недееспособности. В доказательство он предъявляет справку из специализированного учреждения. Банку приходится возвращать сумму перевода», – рассказывает один из руководителей крупного банка.
Собеседник «Известий» сетует, что сейчас быстро и легально проверить факт недееспособности гражданина практически невозможно ни до, ни после совершения операции: запросить информацию в психоневрологических диспансерах (куда поступают сведения из психиатрических клиник) можно только через суд.
Ещё в двух банках подтвердили, что сталкивались в последнее время с аналогичной ситуацией. Депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков говорит, что уже инициировал разработку поправок в Закон «О кредитных историях», которые бы позволили банкам запрашивать сведения о дееспособности клиентов в ПНД.
Депутат также отметил, что готов заняться созданием единой базы недееспособных граждан, к которой могли бы обращаться банкиры.
В Гражданском кодексе прописано, что человек может быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным вследствие психического расстройства. Факт недееспособности устанавливает суд, которому предшествует психиатрическая экспертиза.
«Недееспособные лица не несут в соответствии с законодательством ответственности за свои действия, поэтому необходимо задуматься о соблюдении прав пострадавших граждан, как дееспособных, так и недееспособных, и учесть интересы банков», – говорит председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
Анатолий Аксаков отмечает, что банки, столкнувшиеся с подобными случаями, несут значительные издержки.
Источник: Banki.ru