Это самый обсуждаемый в последнее время документ, затрагивающий интересы всего рынка банковских платёжных карт.
В тексте закона есть такой абзац: «Оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента, после получения уведомления». По сути, речь идёт о том, что банк обязан за свой счёт вернуть клиенту деньги, если тот считает, что операция была проведена без его ведома и, таким образом, средства были украдены. В законе не написано, в какой срок средства нужно вернуть, но Центробанк подзаконными актами пытается сейчас внести ясность в этот вопрос.
На ком же лежит ответственность за сохранность денег на карте? Эксперты считают необходимым ввести ограничения на максимальную сумму возмещения, которую клиент может требовать с банка.
Это, в свою очередь, будет способствовать разумному подходу к кредитным лимитам и лимитам овердрафта, используемым клиентами, а также содействовать более активному размещению средств с дебетовых карт в банковские депозиты. При желании у клиента также должна быть возможность (и она есть во многих банках уже сейчас) воспользоваться за свой счёт страховкой по аналогии с ОСАГО и КАСКО в автостраховании. Также полезно использовать франшизу, которую можно было бы установить законом. При этом клиент, который в случае мошенничества с его картой хотел бы не оплачивать франшизу, тоже сможет воспользоваться за свой счёт соответствующей страховкой, дающей такую возможность.
Предложенная мера должна способствовать повышению ответственности клиентов за сохранность конфиденциальной информации о своих платёжных картах, так как в текущем виде закон, к сожалению, лишь перекладывает всю ответственность на банки, которые, в свою очередь, будут закладывать потери от мошеннических действий в тарифах.
После вступления в силу закона «О национальной платёжной системе» банки будут более активно защищать себя от мошенников. Речь идёт не только об активном переходе на чиповые карты или улучшении систем информационной безопасности. Например, и банкам, и клиентам стоит обратить внимание на то, что покупки в Интернете было бы правильно проводить исключительно по виртуальным картам. А банкам-эквайерам интернет-магазинов необходимо внимательно следить за их работой.
Решение этой проблемы в конечном итоге будет выгодно и банкам, и клиентам, и государству, оно будет способствовать улучшению качества транзакций, увеличению доли безналичного оборота в торговле, а также повышению прозрачности всей финансовой системы и финансовой грамотности населения.
Источник: Ведомости