Начало 2012 года (а если быть точнее, первый его квартал) выдалось успешным практически для всех дилеров. Рост затронул абсолютно все сегменты – как массовые марки, так и премиальные.
В первую очередь это было вызвано тем, что к концу 2011 года имелся существенный дефицит различных популярных моделей. Дилеры ждали поставок, соответственно, покупатели не торопились вкладывать свои деньги в автомобили. Исходя из этого на начало 2012 года производители наполнили рынок рядом ранее ограниченно доступных моделей. В связи с этим по рынку в первые три месяца наблюдался значительный рост в районе 20−25% относительно прошлого года.
Темп роста даже опережал обычный сезонный фактор. Потребители буквально скупали автомобили предыдущего модельного года. С апреля по июль 2012 года темп роста стабилизировался и остановился в диапазоне 10−15%, сохраняя обычный сезонный уровень. Уже с августа началось снижение темпов роста российского авторынка, и в ноябре он показал идентичные с прошлым годом цифры. Сейчас существуют некие кризисные ожидания.
В первую очередь это касается бюджетных марок. Их покупатели, как правило, острее ощущают на себе возможные негативные влияния замедления экономики. С премиальными марками ситуация немного иная: пока сохраняется небольшой рост. Также существует фактор отложенного спроса. Потребители ждут скидок и специальных предложений. Сейчас у многих дилеров образовался большой запас автомобилей. Большинство попытается реализовать его за счёт новогодних акций. Такая же ситуация сложилась и в регионах. Раньше у них существовал дефицит автомобилей, в этом же году положение начало меняться.
В будущем году эксперты ожидают, что основным драйвером роста станут скидки и дисконтные программы. Но работать это будет только первый квартал, когда у дилеров ещё будет огромный склад нераспроданных автомобилей. Дальше всё будет зависеть больше от внешних факторов. Таких, как, например, повторный запуск программы утилизации автомобилей. Если это произойдёт, то может случится новая волна спроса.
Также может помочь снижение ставок по кредиту. Но этого ждать не приходится. С начала 2013 года некоторые банки запланировали даже небольшое их увеличение, так как существует общая тенденция в мировой экономике – деньги дорожают. Удержать процент ставок на прошлогоднем уровне будет возможно только поддержкой автопроизводителей. Средняя доля кредитных автомобилей по всем маркам за 2012 год составляет порядка 40%.
В целом в 2013 году ожидается сохранение уже достигнутого уровня объёмов продаж. Изменения могут быть в районе 5% в сторону как увеличения, так и снижения. Также увеличится процент продаваемых иностранных автомобилей российской сборки. Это, безусловно, вызвано более привлекательной ценой и увеличением мощностей на наших автомобильных заводах.
Источник: РБК Daily