или

Что спасёт россиян от кредитомании?

Автор: Workle Copy 14.12.2012 19:58

Россияне не боятся занимать: банковская статистика свидетельствует, что перелом в сознании рядового гражданина становится всё более явным.

 

 

 

 

Потребитель довольно быстро отходит от модели «сэкономить – скопить – приобрести» к схеме «выбрать – взять в кредит – расплатиться позже». Естественно, это печать времени, тем более что кредиты стали доступнее, выбор банка-кредитора – проще, условия – лояльнее.

 

 

Сейчас объём потребительских кредитов растёт рекордными темпами – около 60% в год. Аппетиты населения даже больше, чем в докризисное время. Экспресс-кредитование, кредитные карты, кредиты наличными, автокредиты, ипотека – в каждом из этих сегментов в последние два года наблюдается настоящий бум.

 

Примечательно, как за последние десятилетия в России поменялась модель потребления. «Родительское» поколение приобретало на собственные деньги, экономя и сберегая, поэтому покупки были редкими и крупными. Поколение 70−90-х гг. в этом отношении смотрит на вопрос гораздо шире: если можно занять и купить, откладывать покупку смысла не имеет. Кризис 2008 г. года расстановку приоритетов изменил несущественно: несмотря на рост невозвратов по кредитам, доверия к займам у населения меньше не стало.

 

Подход «наличные здесь и сейчас» как отражение новой, но уже принятой и понравившейся россиянам идеологии консьюмеризма во многом изменил ощущение ценности денег и трансформировал отношение к покупке как к более лёгкому шагу. Здесь явно стирается грань между понятием «жизнь по средствам» и максималистическим представлением «один раз живём»: располагающий среднестатистической зарплатой работник может позволить себе гораздо больше с помощью потребкредита, не сковывая себя проблемой накопления и ожидания.

 

Однако столь активный интерес населения к кредитам несёт и определённые риски, в частности перегрева экономики. Кроме того, такой масштабный всплеск кредитной активности в случае спада в экономике чреват серьёзными проблемами непосредственно для граждан и банков – увольнения и снижения зарплаты, как это было в 2008−2009 гг., усложнит заёмщикам обслуживание кредитов, что, в свою очередь, грозит банкам серьёзным ростом просрочки.

 

Одними мерами банковского регулирования здесь не обойтись. Для оздоровления сектора потребительского кредитования очень важно повысить уровень финансовой грамотности населения. Люди должны отчётливо понимать, что стоит за красочной рекламой, описанием процентной ставки и характеристиками самого кредита. Только в этом случае россияне перестанут полагаться на эмоции и на девиз «не откладывай на завтра, то, что можно купить сегодня», а будут хотя бы в чуть большей степени руководствоваться здравым смыслом и расчётами, осознавая последствия кредитомании.

 

Источник: Ведомости