или

На гребне волны

Автор: Workle Copy 10.12.2012 13:37

Микрофинансирование сегодня – настоящий хит. Его популярность начала расти в январе прошлого года, когда в силу вступил закон «О микрофинансовой деятельности». Рамки, которые он очертил для микрофинансовых организаций (МФО), оказались настолько комфортными, что рынок небольших, но дорогостоящих кредитов стал расти как на дрожжах.

 

 

 

 

Сегодня происходящее напоминает банковский бум первой половины 1990-х. За два года число МФО в реестре Федеральной службы по финансовым рынкам перевалило за две тысячи. 

 

 

В Интернете возмущения по поводу грабительских процентов, под которые МФО выдают займы, соседствуют с восторженными отзывами новоиспечённых мини-банкиров, решивших попробовать себя на ниве микрокредитования («серых» микрофинансистов, по оценкам участников рынка, столько же, сколько и официальных).

 

МФО принято отождествлять с дорогими необеспеченными потребительскими займами. Особым спросом у россиян пользуются сверхкороткие кредиты на несколько тысяч рублей. Это так называемые Pay Day Loans (PDL), или займы «до зарплаты». Название полностью отражает идеологию таких кредитов. Деньги человеку нужны здесь и сейчас. Он приходит в офис микрофинансовой организации, через пятнадцать минут получает кредит и довольный уходит. Стоят такие займы дорого – средняя ставка составляет примерно 2% в день. Это почти 700% годовых. Однако, несмотря на дороговизну, займы «до зарплаты» очень популярны именно из-за своего удобства: оформляются быстро, требуют минимум документов.

 

Тем не менее эксперты полагают, что в абсолютном выражении до сих пор основную часть микрозаймов получают именно предприниматели. «Необходимо учитывать, что разделение на предпринимателей и потребителей весьма условно, – говорит Павел Сигал, президент УК „Центр микрофинансирования“. – Часто предпринимателям удобнее брать займы как физлицам. По сути это те же 50−150 тысяч, но человек тратит их не на потребление, а вкладывает в своё дело».

 

В последнее время банки всё активнее возвращаются в сегмент экспресс-кредитования. Ужесточение резервных и нормативных требований ЦБ в отношении корпоративного кредитования сделало розницу наиболее доходным рынком для кредитных учреждений. Кроме того, потребители, в отличие от компаний, почти не реагируют на плохую конъюнктуру и готовы занимать и тратить докризисными темпами.

 

Недавно Национальное бюро кредитных историй опубликовало отчёт о совпадении запросов от МФО и банков. Они пересекаются на четверть. С одной стороны, это значит, что клиенты у МФО и у банков пока что разные, а с другой – что ниша, занимаемая МФО, всё больше привлекает банковский сектор. При этом на стороне банков большая ресурсная база, развитая инфраструктура.

 

Как ожидают эксперты, в ближайшие годы большинство организаций столкнутся с высокой конкуренцией и огромной просрочкой. В итоге микрофинансовый подъём сменится волной банкротств и закрытий. 

 

Источник: Эксперт

Комментарии (1)

Любовь Гамазова 10 декабря 2012, 18:06

Есть очень хорошие МФО -такие, как 911 и «деньги напрокат» – я и сама пользовалась их услугами. да, это дорого, но и очень удобно! Так что микрофинансовый рынок тоже не стоит обходить вниманием -особенно тем клиентам, которым сложно по тем или иным причинам получить кредит в банке. Тем более, есть МФО, которые работают с клиентами, имеющими не очень хорошую кредитную историю, и суммы они выдают неплохие.

Пожаловаться