Ни один банк не решится выдать ссуду, не проанализировав потенциального заемщика как можно тщательнее. Особенно важно это делать в периоды роста портфеля (сейчас портфели растут на рынках кредитов наличными и кредитных карт): ведь невозможно наращивать его только за счет первоклассных заемщиков. У финансовых институтов есть два выхода: либо взвинчивать ставки по кредитам, либо активно работать с информацией о платежной дисциплине своих клиентов. Однако даже самый крупный банк не в силах собрать данные о прошлом всех своих возможных должников. Зато эта информация есть у бюро кредитных историй (БКИ).
Сегодня БКИ для банков не только источник базы данных, но и полезный партнер по работе с клиентами. Так, бюро предлагают банкам свой скоринг – автоматизированную систему оценки заемщика, триггеры – инструмент, позволяющий банку оперативно отслеживать изменения в кредитной истории своего заемщика: не взял ли он еще одну ссуду, не допустил ли просрочку по кредитам других банков, не сменил ли работу. Кроме того, у БКИ неплохие системы противодействия мошенничеству (например, «Национальный Хантер» у ОКБ или Fraud Prevention Service у «Эквифакса»), которые, анализируя кредитные заявки, указывают банкам на подозрительные данные в них.
Добросовестным льгот нет
Анализируя платежную историю заемщика, банки не только решают, отказать должнику или выдать ему ссуду. В последнее время все большую роль для кредитных учреждений играет методика Risk Based Pricing – дифференциация ставок для «хороших» и «плохих» заемщиков. Кто-то просто уступает добросовестным заемщикам несколько процентов от ставки, другие используют более сложные методики – например, дифференцирование ставок, когда они рассчитываются по формуле, содержащей множество параметров: частоту и длительность просрочек в прошлом, отношения кредитной задолженности к доходу, оценку возраста и профессии.
Тем не менее говорить о массовом использовании банками Risk Based Pricing пока не приходится. Почему? Во-первых, одной только кредитной истории для дифференцирования ставок банкам недостаточно. Согласно закону, информация, передаваемая банками в БКИ, не содержит данных, выходящих за рамки взаимоотношений между заемщиком и кредитором. В то же время к риск-характеристикам клиента банки относят много социальных факторов.
Есть и еще одна проблема: кредитные истории одного и того же заемщика в разных бюро могут различаться. В результате банкам приходится собирать «общую» историю заемщика в нескольких бюро. Правда, старший портфельный риск-менеджер управления розничными рисками Альфа-банка Роман Божьев говорит, что это не главная проблема: свести ответы ряда бюро к единой кредитной истории несложно. Проблемы, по словам эксперта, возникают, когда данные по одной и той же ссуде различаются в отчетах разных бюро, тогда приходится решать, какая информация правильная и наиболее свежая. Да и форматы кредитных отчетов в разных БКИ могут различаться.
Наконец, банки просто не видят смысла дифференцировать ставки в зависимости от кредитной истории заемщика. «Мы всегда рекламируем самую лучшую ставку и самые выгодные условия, и клиенты идут именно за этими условиями, – рассказывает Роман Божьев. – Декларируемые условия должны быть доступны для заметного сегмента заемщиков».
По дороге в банк
Тем не менее заемщикам не следует считать информацию о своих взаимоотношениях с банками чем-то бесполезным. Наоборот, интерес к своим кредитным историям может стать первым шагом на пути к воспитанию в российском обществе платежной дисциплины. И это очень важный момент – трудно ожидать от банков масштабных льгот для хороших клиентов, если сами заемщики в этом не заинтересованы.
Кстати, нелишне просматривать кредитные отчеты не только перед получением очередной ссуды, но и для того, чтобы убедиться в правильности данных. Банки иногда подают в БКИ неверные или не самые свежие данные, что приводит к возникновению несуществующих просрочек. В итоге погашение кредита на бумаге может не соответствовать тому, что было в реальности. Правда, таких ошибок немного – не более процента от общего количества хранящихся в бюро историй. Если вы нашли в своей кредитной истории ошибку, нужно написать заявление в БКИ и указать все недостоверные данные. Потом БКИ обратится в банк, который передал ему «плохую» историю. Если банк признает ошибку, история будет исправлена, если нет – добиваться правды придется в суде.
Не заплатил за свет – забудь о кредите?
На Западе кредитная история формируется не только из данных о ссудах, но вообще из данных обо всех платежах – от арендных до штрафов за неправильную парковку. Недавно был сделан шаг в «западном» направлении: ОКБ выдвинуло инициативу о включении в кредитные истории данных об оплате услуг ЖКХ. И банкиры, и участники рынка положительно отреагировали на это предложение.
Тем не менее реализация прогрессивной инициативы ОКБ пока сталкивается с целым рядом препятствий. Во-первых, если на Западе человек может самостоятельно выбирать, у какой компании покупать коммунальные услуги, то в России монополизм поставщиков света, газа и воды нивелирует их заинтересованность в сотрудничестве с БКИ. Кроме того, долги за коммунальные услуги накапливаются, как правило, вовсе не у поставщиков, а у управляющих компаний.
Во-вторых, законодательство позволяет собирать данные об оплате коммунальных счетов только с личного согласия жильцов, а они вряд ли по своей воле поделятся сведениями о своих долгах. И в-третьих, долги за свет и воду в общественном сознании никак не коррелируют с задолженностью по кредитам. Неоплаченные квитанции могут скапливаться месяцами, а вот работники банков напоминают о себе даже при однодневной просрочке.
Источник: Банки.ру