Все чаще и чаще в «Народном рейтинге» клиенты банков жалуются на «произвол» банкоматов, оснащенных устройством приема наличных cash-in. Машины забирают деньги, не зачисляя, выключаются, не выдают чеки и предпринимают массу других ухищрений, только чтобы «украсть» у клиентов кровно нажитые средства.
Практически во всех банках, опрошенных обозревателем портала Банки. ру, указали, что в большинстве проблемных ситуаций с банкоматами cash-in виноваты сами клиенты. Например, по статистике НОМОС-Банка, 90% сбоев и ошибок в работе устройств случается по вине самих клиентов, остальные 10% возникают из-за проблем с электропитанием. По словам начальника управления банковских карт Райффайзенбанка Александра Петрова, 80% – вина клиентов и 20% – техники. Начальник отдела сопровождения и обеспечения карточных операций Алтайэнергобанка Александр Малахов указывает, что клиент виноват в 99% инцидентов.
Ошибки, которые совершают клиенты, общаясь с «умными машинами», как правило, схожи. По словам Малахова, в процессе работы с устройством клиенты отвлекаются на разговоры по мобильнику, вставляют в купюроприемники деньги с инородными предметами либо же сами купюры в ветхом состоянии.
Безусловно, наиболее распространенной клиентской ошибкой банкиры считают внесение в банкомат большего количества купюр, чем он способен принять. Однако, как выяснилось, единой «нормы» для всех устройств нет. Например, в Альфа-Банке, который использует машины «БанкАрт SmartCash», Wincor Nixdorf и NCR, есть два типа купюроприемника: для внесения средств по одной купюре и для внесения пачкой. Для NCR и Wincor Nixdorf стоит ограничение на 40 купюр, а для устройств OKI, которые тестируются сейчас, лимит может быть увеличен до 120 купюр.
Во всех опрошенных порталом Банки. ру кредитных организациях подчеркнули, что максимально возможное количество купюр, которое можно закладывать в купюроприемник, появляется на экранах их банкоматов перед совершением операции. Представители банков подчеркивают, что необходимо быть внимательным, тогда множества ошибок и проблем можно избежать.
В кредитных организациях также дали несколько полезных советов, которые помогут клиентам не «конфликтовать» с банкоматами. «Не стоит класть в банкомат ветхие купюры: он может распознать таковые как „фантики“ и в лучшем случае „выплюнуть“, а в худшем – принять, но не отразить на счете, а отложить их в специальную ячейку для сомнительных купюр. В данном случае придется писать заявление и ждать инкассации для того, чтобы изъять незасчитанные купюры», – говорит директор департамента продаж и продуктов «Росгосстрах Банка» Вилен Ли. Также он советует разгибать углы купюр – иначе это может повлечь за собой ошибки в считывании знаков и символов с банкноты и неправильный их учет.
А в ЮниКредит Банке обращают внимание на то, что банкоматы с устройством cash-in не очень хорошо принимают долларовые купюры, особенно новые, которые «склеиваются». «Кроме того, бывают проблемы, когда купюры кладут, не до конца разгибая – к примеру, они лежали в кошельке, – добавляют в банке. – Это тоже может привести к замятию».
Вместе с тем в кредитных организациях уверяют, что даже если клиент совершил ошибку, то ему постараются помочь. В ВТБ 24 добавляют, что если по итогам расследования на основании письменной претензии клиента деньги будут обнаружены внутри банкомата или техническая служба банка подтвердит, что указанный клиент действительно проводил операцию на сумму претензии, то банк вернет ему деньги в установленные законодательством и платежными системами сроки.
«Мы бы рекомендовали клиенту до начала пользования банкоматом заранее вспомнить пинкод, приготовить наличные для внесения, номера счетов или телефонов для пополнения – во избежание изъятия карты по истечении тайм-аута, установленного для проведения любой операции в целях безопасности», – указывает заместитель начальника управления сети самообслуживания департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Елена Лоскутова.
Источник: Банки.ру