или

Чем поможет заемщику финансовый омбудсмен?

Автор: Workle Copy 27.08.2012 16:28

 

Большинство россиян, столкнувшихся с трудностями при выплате кредита, в прямом смысле слова не знают, куда податься. Услуги юристов дороги, да еще немало мошенников нагревает руки на финансовой неграмотности заемщиков… Между тем вот уже три года в России действует институт финансового омбудсмена. Какие вопросы находятся в его компетенции и чем он может помочь простым гражданам?

 

 

По количеству омбудсменов Россия в определенном смысле «впереди планеты» всей: у нас есть уполномоченные по правам человека, по правам ребенка и по правам предпринимателей. Все это государственные служащие, назначаемые президентом страны и Госдумой. А вот финансового омбудсмена… как бы нет в природе, поскольку официально такая должность не учреждена.

 

 

С идеей создать в России институт «уполномоченного по финансовым вопросам» в 2009 году выступил Всемирный банк. Ее подхватила Ассоциация российских банков, поскольку к тому моменту, после кризиса и своего рода «кредитного коллапса», стало ясно, что тема назрела. 20 сентября 2010 года совет АРБ утвердил «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене)» и «Регламент Общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена)». До настоящего времени это единственные документы, описывающие деятельность финансового омбудсмена и порядок его взаимодействия с гражданами.

 

Существующий правовой пробел будет ликвидирован в ближайшее время. В сентябре Минфин должен закончить подготовку законопроекта, который окончательно определит сферу деятельности финансового омбудсмена и границы его полномочий. Предполагается, что финансовый омбудсмен будет заниматься досудебным разрешением споров на рынке банковских и страховых услуг, а также на рынке ценных бумаг. Закон о финансовом омбудсмене может быть принят еще до конца 2012 года.

 

Последнее прибежище для обиженного заемщика

Клиентами омбудсмена могут стать исключительно физические лица, а стоимость предмета спора, входящего в его компетенцию, не должна превышать 300 000 рублей. Правда, наиболее популярные кредитные продукты в основном «вписываются» в это ограничение.

 

С какой же «челобитной» можно обратиться к финансовому омбудсмену? Да практически с любой претензией, которая возникла у вас по отношению к банку: незаконно взыскиваемые комиссии и штрафы, нарушения условий кредитного договора, жесткое давление с требованием вернуть полную сумму долга, без участия жизненных обстоятельств заемщика, невыплата вкладов и т. д. В посткризисные годы граждане чаще всего просят помочь добиться согласия банка на реструктуризацию кредита.

 

Омбудсмен – не волшебник, но может многое

Разумеется, омбудсмен не в состоянии сотворить чудо и полностью избавить заемщика от необходимости выплачивать обременительный кредит. Не станет он защищать и мошенников. Но зато он может выступить грамотным посредником в уже возникшем споре банка и гражданина, разобрать финансовую претензию, смягчить негативные последствия для обеих сторон с помощью примирительного соглашения. Стоит отметить, что соглашение с кредитором – для некоторых заемщиков единственная возможность избежать суда и конфискации имущества судебными приставами…

 

Так, за два года работы первого российского финансового омбудсмена было принято несколько тысяч обращений граждан, жалующихся на банки. Более половины жалоб были удовлетворены, значительная часть – удовлетворена частично. По оценкам экспертов, положительного результата при обращении к финансовому омбудсмену удается добиться почти в 80% случаев

 

Как подать «челобитную» финансовому омбудсмену

По существующим правилам, заявителем должно быть физическое лицо. Но, прежде чем писать омбудсмену, клиент банка обязан вначале направить жалобу в адрес своего банка, с подробным изложением сути своих претензий. Банк обязан в течение месяца (30 дней) дать ответ по существу. Если такой ответ не был получен или не устроил клиента, можно обращаться «этажом выше», то есть к омбудсмену. Все «адреса-пароли-явки», формы заявлений и другую необходимую информацию можно получить на сайте Ассоциации российских банков: http://www.arb.ru/site/v2/fino.... Как уточняется на сайте, омбудсмен и сотрудники его секретариата рассмотрят заявление, разъяснят заявителю его права и обязанности в связи с предъявляемой претензией и дадут рекомендации о форме разрешения спора.

 

Рассмотрение споров финансовым омбудсменом является полностью бесплатным, а сам факт обращения к посреднику не отменяет возможности для дальнейшего обращения в суд. Обращение к финансовому омбудсмену может стать серьезным подспорьем в сложной кредитной ситуации. Иногда достаточно «пригрозить омбудсменом», чтобы банк принял вашу претензию всерьез. Но не стоит рассчитывать исключительно на «вмешательство высших сил». Хорошая профилактика конфликтов с банком – повышение собственной финансовой грамотности, внимательность при изучении условий кредитного договора и принятие взвешенных решений в отношении займов.

 

Источник: Кредиты.ру