Прогноз развития экономики, на котором строится проект федерального бюджета на 2015−2017 годы, в свете падения рубля и цен на нефть выглядит чересчур оптимистичным. «Консервативный» прогноз Минэкономразвития на 2015−2017 годы основан на цене нефти 100 долларов за баррель на этот период, обменном курсе 37,7 рубля за доллар на 2015 год, и в нём неявно заложена отмена основных секторальных санкций на российскую экономику уже в 2015 году. Все эти предположения сегодня представляются нереалистичными. На какой же прогноз можно опираться?
Мы будем использовать консенсус-прогноз Центра развития НИУ ВШЭ, рассчитанный на основе опроса 23 экспертов из России и других стран в ноябре 2014 года. Он также весьма консервативен. Например, на следующие четыре года он предполагает курс 44,5−45,6 рубля за доллар и среднюю цену на нефть в 2015 году на уровне 91 доллара за баррель при текущей цене около 80. Эксперты связывали динамику обменного курса не только с нефтяными ценами, но в неменьшей степени с продолжением действия санкций, оттоком капитала и политикой ЦБ РФ по таргетированию инфляции. Ряд показателей прогнозисты представили только на 2015 год.
Как вырастут нефтяные доходы бюджета
Начнём с нефтегазовых доходов, которые главным образом зависят от цены на нефть и курса доллара к рублю. По условиям 2015 года при уменьшении цены на нефть на 1 доллар за баррель, и при неизменном курсе рубля нефтегазовые доходы бюджета сокращаются на 80 млрд рублей; рост доллара на 1 рубль приносит в казну в 2015 году дополнительно 193 млрд рублей. Но при этом более дешёвая нефть ослабляет рубль. Рассчитаем, как меняются нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2015−2017 годах по отношению к проектировкам Минфина, если опираться на параметры консенсус-прогноза.
Как видно из рисунков, в соответствии с консенсус-прогнозом в 2014 году федеральный бюджет получит нефтегазовые доходы, близкие к запланированным. Зато в 2015−2017 годах более низкие цены на нефть (по сравнению с заложенными в проекте бюджета), продолжающиеся санкции, отток капитала и ожидаемая политика таргетирования инфляции со стороны ЦБ РФ парадоксальным образом принесут бюджету дополнительные нефтегазовые доходы. В 2015 году они составят 500 млрд рублей.
Это, впрочем, не самый вероятный вариант формирования нефтегазовых доходов в 2015−2017 годах. Если средняя цена на нефть в 2015 году сложится на уровне 85 долларов за баррель – близко к современному уровню цен, а курс рубля будет на уровне, представленном в консенсус-прогнозе, то недобор нефтегазовых доходов по сравнению с уровнем, заложенным в проекте бюджета, составит 80 млрд долларов. Иными словами, оценки доходов бюджета очень чувствительны по отношению к исходным параметрам, и адекватные макропрогнозы сейчас строить сложно.
Вырастут ли другие доходы бюджета
Важнейшие из ненефтегазовых доходов бюджета – это НДС на товары, реализуемые на территории РФ, и НДС на импорт. Налоговой базой для «внутреннего» НДС является добавленная стоимость, или, с определёнными оговорками, ВВП в номинальном выражении. Эти показатели на 2015 год в прогнозе МЭР и в консенсус-прогнозе практически совпадают, несмотря на заметные различия в оценках экономического роста. Такой результат обусловлен более высокой инфляцией и дефляторами ВВП в 2014 и 2015 годах, учтёнными в консенсус-прогнозе.
С точки зрения макроэкономических параметров сборы «внутреннего» НДС в 2015 году будут соответствовать плану, но нужно принять во внимание и другие факторы. Прогнозируя ненефтегазовые доходы на 2015−2017 годы, Минфин не только использует довольно оптимистичный макропрогноз, но и делает ставку на рост собираемости налогов в результате более жёсткого администрирования и «мобилизации доходов бюджетов». Эта ставка может оказаться неоправданной.
Оптимизм Минфина в части роста собираемости НДС виден из графика. Из пояснительной записки к проекту закона о бюджете на 2015−2017 годы следует, что собираемость по НДС должна вырасти в 2015 году на 1%. При более реалистичных предпосылках поступления будут ниже запланированных на 2015 год по крайней мере на 100 млрд рублей.
Поступления по НДС на импорт зависят от изменения объёма импорта, прогнозируемого в долларах США, и курса доллара к рублю. В соответствии с консенсус-прогнозом товарный импорт в 2015 году будет ниже соответствующего показателя в прогнозе МЭР на 13%, обменный курс вырастет на 18%. Таким образом, сокращение импорта более чем компенсируется обесценением рубля, и поступления по НДС на импорт вырастают примерно на 50 млрд рублей.
Почему от роста рублёвых доходов лучше не станет
В итоге с учётом консенсус-прогноза мы получаем дополнительные доходы в объеме 500−550 млрд рублей. Разумеется, речь идёт только о 2015 годе: при подготовке бюджета на 2016−2018 годы макропрогноз будет серьёзно корректироваться. Но в целом, как видно из представленных оценок, рост курса доллара к рублю в ближайшие три года станет мощным фактором увеличения доходов федерального бюджета в номинальном выражении.
В то же время этот рост создаст лишь видимость финансового благополучия. Формально он позволит исполнять обязательства по выплате зарплат и перечислению трансфертов в Пенсионный фонд. Однако и зарплаты, и пенсии обесцениваются из-за быстрого роста инфляции, связанного с обесценением рубля; к тому же более высокая инфляция увеличивает и бюджетные обязательства в части зарплат и пенсий. Между тем в консенсус-прогнозе показатель инфляции на 1,7 п. п. превышает показатель МЭР – значит, если реальность окажется ближе к прогнозу, как минимум на столько же придётся дополнительно повышать те же пенсии.
Инфляция вызывает и другие чисто фискальные проблемы. Например, государственные заимствования становятся дороже. Уже в 2014 году их объём существенно сократился из-за того, что рынку не нравятся условия Минфина. Возможно, в 2015 году от этих заимствований вообще придётся отказаться и замещать их в бюджете то ли дополнительными нефтегазовыми доходами, то ли средствами Резервного фонда.
Далее – из-за инфляции государство будет закупать меньше необходимой ему продукции – и российской продукции, и тем более импортной, которая становится чрезвычайно дорогой из-за обесценения рубля. Если взять, например, здравоохранение, то девальвация приведёт к сокращению закупок импортной техники и лекарств, а значит, к снижению качества оказываемых услуг. В общем, номинальный рост бюджетных доходов, к которому приводит ослабление рубля, не компенсирует трудности, возникающие в российской экономике из-за падения цен на нефть и других обстоятельств.
Андрей ЧЕРНЯВСКИЙ, ведущий научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ
Источник: Банки.Ру
Комментарии (1)
Как-то очень все мягко в статье. Учитывая немыслимую коррупцию…
Пожаловаться