Прямой запрет касается только одного: финансовым посредникам запрещено вступать в новые деловые отношения с 24 людьми и компаниями, дополнительно внесёнными в санкционный список ЕС в сентябре. О продолжении уже существовавших отношений необходимо обязательно уведомлять власти.
В соответствии с ужесточением санкций ЕС Швейцария сократила с 90 до 30 дней срок обращения новых финансовых инструментов российских банков и компаний из санкционных списков, для покупки которых не требуется разрешение.
Все остальные действия, упомянутые в сентябрьском решении ЕС, в том числе повторные сделки с «санкционными» бумагами, взаимоотношения с компаниями «двойного назначения» и т. д., формально могут совершаться свободно – о них достаточно лишь уведомить власти.
Де-факто санкции ЕС действуют в Швейцарии в полной мере, и это сообщение – лишь подтверждение согласия правительства Швейцарии с существующим порядком вещей, говорит руководитель российского офиса швейцарского банка. «Это удобный способ не присоединяться к санкциям, но дать ЕС понять, что его пожелания учтены, – объясняет он. – Хотя это выглядит лишь как слова, но на деле банки не независимы: они не хотят риска, опасаясь, что их платежи в евро и долларах могут быть заблокированы из-за клиента».
«Основные инвесторы для нас – это США и Европа, в частности Лондон. Однако вряд ли Швейцария стала бы рисковать и выступать мостиком, связующим Россию и эти рынки: российские облигации не настолько доходны, чтобы инвесторы из-за них рисковали своей деловой репутацией. США, скорее всего, давили на Швейцарию: это ещё и политический шаг», – рассуждает портфельный управляющий УК «Капитал» Дмитрий Постоленко.
«В последние годы, вплоть до этого лета, многие крупные российские компании и банки – „Газпром“, РЖД, ВТБ, Газпромбанк и др. – размещали облигации в швейцарских франках, – говорит сотрудник международного инвестбанка. – Швейцария была для них очень привлекательным рынком, но негласно соглашение, вероятно, было и до этого: не думаю, чтобы компании под санкциями могли размещать облигации в Швейцарии и до ужесточения требований».
Перед самым введением санкций, в начале июля, ВТБ разместил 10-летние субординированные еврооблигации в швейцарских франках (объём выпуска – 350 млн франков) с погашением в 2024 году, ставка купона до 2019-го составила 5%. Всего в обращении сейчас, по данным Cbonds.ru, находятся выпуски российских еврооблигаций на 6,8 млрд швейцарских франков, запланированы только два выпуска биржевых облигаций Сбербанка, по 200 млн франков каждый, с погашением в 2019 году.
Запрос в Сбербанк вечером в среду остался без ответа.
Даниил ЖЕЛОБАНОВ, Анна ЕРЕМИНА
Источник: Банки.Ру