Современный уровень развития российских банков позволяет самым продвинутым из них совершать сложные и высокотехнологичные операции, например секьюритизацию активов. Интерес к этой операции достаточно высок у отечественных кредитных организаций, имеющих значительные портфели однородных кредитов (ипотечных, авто- и потребительских) и испытывающих потребности в дополнительных ресурсах для их фондирования.
Ресурсное обеспечение – один из основных вопросов развития рынка ипотеки. Причём ресурсы доступные и долгосрочные. Ипотека имеет смысл при кредитовании на срок от 10−15 лет. У большинства банков секьюритизация является единственным реальным источником рефинансирования ипотечного кредитования.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ИПОТЕКИ
В настоящее время можно выделить семь инструментов рефинансирования ипотеки:
– традиционные депозиты физических и юридических лиц;
– продажа ипотечных закладных в АИЖК;
– продажа пулов ипотечных закладных другим участникам рынка;
– долговое финансирование под залог закладных;
– выпуск традиционных облигаций (включая «балансовую секьюритизацию»);
– секьюритизация посредством выпуска ипотечных облигаций;
– секьюритизация посредством выпуска ИСУ (ипотечных сертификатов участия).
На практике банки, активно занимающиеся ипотечным кредитованием (оригинаторы), используют практически все инструменты, за исключением, возможно, ИСУ. Однако, говоря о проведённых сделках секьюритизации с участием российских оригинаторов, важно учитывать их сильные (плюсы) и слабые (минусы) стороны.
Депозиты
Плюсы:
отлаженные технологии привлечения;
возможны значительные объемы привлечения.
Минусы:
несопоставимость сроков привлечения депозитов и размещения привлечённых средств в ипотеку;
повышенная волатильность депозитов в условиях нестабильной ситуации на рынках, нормативные ограничения ЦБ РФ.
Резюме: инструмент несёт повышенные процентные риски и риски потери ликвидности. Может использоваться только в качестве «промежуточного» источника фондирования в целях накопления пула ипотечных закладных для последующей секьюритизации.
Продажа закладных в АИЖК
Плюсы:
вознаграждение за дальнейшее обслуживание проданных закладных (сервисного спреда);
премия к номиналу продаваемых закладных;
минимизация кредитного риска (после окончания периода обратного выкупа).
Минусы:
избыточно жёсткие ограничения по параметрам рефинансируемых кредитов (как следствие – незначительные объёмы кредитования);
АИЖК, видимо, не будет развивать данное направление своей деятельности (за исключением «социальной» ипотеки).
Резюме: инструмент может использоваться только для «социальной ипотеки».
Финансирование под залог ипотечных закладных
Плюсы:
позволяет накапливать пул для по следующей секьюритизации;
во многих случаях «копирует» структуру секьюритизации.
Минусы:
все кредитные и процентные риски остаются у оригинатора.
Резюме: инструмент может использоваться только в качестве «промежуточного» источника фондирования в целях накопления пула ипотечных закладных для последующей секьюритизации.
Выпуск традиционных облигаций, включая «балансовую секьюритизацию»
Плюсы:
проверенный спрос со стороны инвесторов.
Минусы:
кредитные и процентные риски остаются у оригинатора;
давление на норматив Н1;
необходим кредитный рейтинг;
несовпадение сроков погашения облигаций (особенно с учётом механизмов оферты) и сроков ипотечных кредитов.
Резюме: оптимальный инструмент для рефинансирования ипотеки, однако требует как использования достаточного объёма пула кредитов, так и внедрения целого комплекса технологий по формированию и дальнейшему обслуживанию ипотечного покрытия.
Выпуск ИСУ
Плюсы:
упрощённая (по сравнению с ипотечными облигациями), «сквозная» структура сделки и сравнительно низкие издержки на её создание и обслуживание.
Минусы:
неопределённость трактования доходов по таким сделкам с налоговой точки зрения.
Резюме: потенциально привлекательный инструмент, однако не совсем понятны его преимущества перед ипотечными облигациями с точки зрения инвесторов.
В целом можно сказать, что выпуск ипотечных облигаций – это наиболее эффективный инструмент рефинансирования. И для полноценного развития рынка ипотеки в России необходимо дальнейшее укрепление рынка ИЦБ, в частности рынка ипотечных облигаций.
В средне- и долгосрочной перспективе выпуск ипотечных облигаций является для банков практически безальтернативным инструментом рефинансирования ипотечных портфелей на рыночной основе.
ОСОБЕННОСТИ СДЕЛОК ИЦБ
Необходимо отметить, что некоторые «минусы» выпуска ИЦБ нивелируются, а «плюсы» проявляются. Так, АИЖК разработало и протестировало концепцию «мультиоригинаторных» выпусков ИЦБ. Такие выпуски, где оригинаторами одновременно выступают несколько банков, имеют один старший транш и несколько (по числу оригинаторов) младших траншей. Каждый оригинатор выкупает «свой» младший транш («привязанный» к пулу данного оригинатора) и является сервисным агентом по своему пулу. Платежи по младшим траншам производятся в зависимости от качества «своего» пула. АИЖК выступает в таких сделках мастер-сервисным агентом.
Реализация «мультиоригинаторной» структуры выпуска ИЦБ делает экономически целесообразным участие в данных выпусках средних и мелких оригинаторов, имеющих сравнительно небольшие пулы (как известно, одним из самых значимых препятствий для участия оригинатора с небольшим пулом в выпуске ИЦБ является весьма высокий уровень издержек). При «мультиоригинаторной» структуре издержки распределяются между несколькими оригинаторами.
В настоящее время рынок ипотечных облигаций переживает «переходный» период.
Законодательная база для выпуска и обращения ИЦБ существует и протестирована на практике.
Организационная инфраструктура, необходимая для выпуска и обращения ИЦБ, также сформирована.
Банки-оригинаторы «распробовали» этот инструмент и готовы увеличивать объёмы своих выпусков.
Однако основной «камень преткновения» – отсутствие устойчивой базы инвесторов, готовых регулярно приобретать большие объёмы старших и мезонинных траншей ипотечных облигаций.
До недавнего времени инвесторами в старшие транши ипотечных облигаций являлись в основном АИЖК, ВЭБ и ограниченное количество НПФов. Наибольшую активность в данном направлении проявляло и проявляет АИЖК, играя роль института развития. При этом АИЖК выполняет ещё несколько инфраструктурных функций на данном рынке, в том числе:
– как поручитель по обязательствам по старшим траншам. АИЖК здесь фактически заменяет рейтинговые агентства, определяя долю старшего транша в сделке. Но в отличие от рейтинговых агентств АИЖК предоставляет своё поручительство, что де-факто приравнивает старшие транши облигаций к облигациям с суверенным российским рейтингом;
– как расчётный агент;
– как резервный сервисный агент.
В июне текущего года Банк Жилищного Финансирования провёл вторую секьюритизацию своих ипотечных активов в объеме 2,3 млрд рублей. Сделка была осуществлена в рамках программы развития рынка ипотечных ценных бумаг АИЖК, в которой последнее выступило поручителем по облигациям старшего транша, расчётным агентом и резервным сервисным агентом.
Банк Жилищного Финансирования приобрёл облигации младшего транша (оставшиеся 10% от выпуска) и стал основным сервисным агентом по данной сделке. Как мы видим на примере сделки БЖФ, АИЖК может инвестировать в мезонинные транши ипотечных облигаций.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПУСКОВ ИЦБ
В последнее время интерес к ИЦБ возрос. Было исполнено несколько сделок, в которых инвесторами в старшие транши ИЦБ выступили крупные НПФы. Однако полноценное и устойчивое развитие рынок ИЦБ получит только тогда, когда НПФы, банки, страховые компании и другие участники финансового рынка станут основными инвесторами в старшие транши. Некоторые необходимые предпосылки для такого развития событий уже реализованы:
– подготовлена статистика платежей по существующим выпускам ИЦБ. Рыночные инвесторы начинают понимать, что такое ИЦБ и как проводить их анализ;
– предоставляется рейтинг или поручительство АИЖК по старшим траншам ИЦБ;
– появился инвестор в мезонинные транши в лице АИЖК. Это, безусловно, добавляет комфорта держателям «старших» траншей;
– сформирован достаточный объём выпусков (в том числе и за счёт мультиоригинаторных сделок);
– старшие транши ИЦБ включены в Ломбардный список ЦБ РФ.
При этом меры, необходимые для ещё большего повышения интереса к данному инструменту со стороны рыночных инвесторов, могли бы включать в себя:
– выполнение крупными игроками функций маркетмейкеров на рынке ИЦБ;
– реализацию налоговых преференций для инвесторов в старшие транши (по аналогии с рынком ГКО в самом его начале в 1993 году);
– стимулирование рыночных игроков (НПФов, банков, страховых компаний) к более активному инвестированию в ИЦБ на законодательном и регуляторном уровнях.
Подобные критерии активно применяются на американском и европейском рынках, где достаточно велика роль ФРС и ЕЦБ, а также специализированных государственных и квазигосударственных агентств. Здесь не надо изобретать велосипед – просто присмотреться к инструментам стимулирования рынков ИЦБ, которые использовались и используются на более развитых западных рынках.
Как правило, на стадии становления рынка и формирования инвесторской базы такие инструменты направлены на «просветительскую» работу по ознакомлению потенциальных инвесторов с принципами функционирования ИЦБ, преимуществами этих бумаг по сравнению с традиционными облигациями. Обеспечение приемлемого уровня ликвидности ИЦБ для инвесторов следующие: возможность рефинансирования у ЦБ РФ или иного надёжного контрагента; осуществление функции маркетмейкерства крупнейшими игроками; создание дополнительных стимулов для инвестирования в ИЦБ в виде налоговых, регулятивных и законодательных преференций.
При дальнейшем развитии рынка ИЦБ, при наличии устойчивой инвесторской базы и проверенной инфраструктуры государственные и квазигосударственные институты уступали свою первоначальную роль основных инвесторов рыночным игрокам (на наиболее развитых рынках – узкоспециализированным игрокам), оставляя за собой функции,связанные преимущественно с обеспечением ликвидности на данном рынке.
Наращивание оборотов рынка ИЦБ с приемлемым для рыночных игроков уровнем ликвидности, с понятным для них уровнем риска и достаточными и прозрачными статистическими данными для анализа ИЦБ, с адекватной поддержкой государственных институтов и регуляторов является важнейшей предпосылкой дальнейшего развития рынка ипотечного кредитования и улучшения условий получения ипотечных кредитов для заёмщиков.
Источник: БЖФ