В самом общем виде причина снижения цен на нефть проста: мировое предложение нефти растёт, а спрос падает. Замедление глобальной экономики вынудило Международное энергетическое агентство (IEA) во вторник снизить прогноз роста мирового среднесуточного спроса на нефть в 2014 году с 1,3 млн баррелей до 700 тыс. За весь 2014 год среднесуточное потребление нефти в мире составит 92,4 млн баррелей, прогнозирует IEA. В то же время в сентябре поставки нефти на мировой рынок увеличились на 910 тыс. баррелей в день – до 93,8 млн баррелей в день. Это на 2,8 млн выше, чем год назад.
Глобальное предложение нефти растёт на фоне увеличения добычи в странах ОПЕК. В сентябре производство картеля, по данным ежемесячного обзора ОПЕК, достигло 30,47 млн баррелей в сутки. В IEA дают ещё более высокую оценку – 30,66 млн баррелей. Как отмечается в докладе организации, это на 415 тыс. баррелей больше, чем в августе. В предыдущий раз столь значительные объёмы добычи ОПЕК были отмечены 13 месяцев назад.
Другой фундаментальной причиной роста глобального предложения является сланцевая революция в США. Ещё в конце 2013 года появились прогнозы, что США по добыче нефти и газа выйдут на первое место в мире. В сентябре средняя ежесуточная добыча нефти в США достигла 8,7 млн баррелей. Это максимальный показатель с июля 1986 года. В 2015 году среднесуточная добыча нефти в Соединённых Штатах вырастет до 9,5 млн баррелей – лишь немногим меньше, чем в Саудовской Аравии.
Рост добычи внутри страны позволяет США снижать импорт. В сентябре стало известно, что Нигерия, бывшая до этого одним из основных поставщиков в Соединённые Штаты, прекратила поставки сырой нефти в США. Сейчас американское законодательство запрещает экспорт сырой нефти (с незначительными послаблениями для Канады и Мексики), поэтому на внутреннем рынке нефти предостаточно. Международные поставщики вынуждены переориентироваться на другие регионы и соперничать друг с другом, что толкает цены вниз.
[Снижение нефтяных цен] было связано с тем, что США начали наращивать добычу нефти, а значит, объём импорта нефтепродуктов будет сокращаться, – отмечает начальник управления инвестиций Raiffeisen Capital Владимир Веденеев. «Рынок нефти давно ожидал нисходящего тренда. Совсем недавно, ещё год назад, спотовая цена [цена нефти с немедленной поставкой] находилась на уровне 100−120 долларов за баррель, а форвардная кривая [график изменения цен] уходила вниз: контракты на 2018 год заключались по цене 90−95 долларов», – пояснил он РБК.
«Сланцевая революция действительно серьёзно влияет на рынок», – соглашается эксперт Брукингсовского института Майкл О‘Хэнлон. Но текущий спад нефтяных цен всё равно застал большинство участников рынка врасплох, учитывая, „какой хаос творится на Ближнем Востоке“. „Вероятно, трейдеры закладывались на рост цен, и рынок оказался перекуплен. А теперь все стремятся минимизировать убытки и распродают контракты“, – сказал эксперт РБК.
Избыток предложения накладывается и на неблагоприятную экономическую конъюнктуру в Европе и Китае. Экономический рост КНР в III квартале снизился до 7,3% – минимума за пять лет, следует из консенсус-прогноза Reuters. Падение темпов роста снизит потребность китайских компаний в сырье, в том числе и нефти. Еврозона балансирует на грани рецессии и одновременно дефляции. „Мы живём в ситуации перепроизводства нефти“, – говорит Венедеев. Импорт в США сокращается, европейская экономика в сложной ситуации, и Европа не может поддержать спрос, „поэтому реализуются негативные ожидания“.
Другим фактором удешевления нефтяных фьючерсов становится ситуация вокруг Ирана: после прихода к власти летом 2013 года умеренной администрации Хасана Рухани Запад и Тегеран начали более активный диалог. В ближайшие месяцы это может привести к частичному снятию санкций, а значит, иранская нефть хлынет на мировой рынок.
Наконец, среди макроэкономических причин падения нефтяных цен – сворачивание политики „количественного смягчения“ ФРС США, по сути, заключавшейся в наводнении финансового рынка сверхдешёвой ликвидностью. Интервенции ФРС начались в конце 2008 года и вышли на максимальный уровень в декабре 2012 года – тогда они достигли 85 млрд долларов в месяц. В конце прошлого года ФРС начала постепенное сворачивание монетарных стимулов, и эпоха „количественного смягчения“ вот-вот окончится.
Стимулы ФРС на протяжении всех последних лет служили основным фактором „подпитки“ цен на различные активы, в том числе и нефть. Например, блог EconMatters полагает, что высокие нефтяные цены напрямую объясняются действиями ФРС. Без её интервенций баррель должен подешеветь на 20 долларов – до уровня 82−87 долларов. Именно столько стоила нефть до начала „количественного смягчения“.
„Сейчас программа QE3 уже прекращается, хотя повышения ставок ФРС не происходит: дешёвые деньги заканчиваются, что также не поддерживает спрос. Это создаёт дополнительную турбулентность на рынке“, – указывает Веденеев.
Источник: РБК
Комментарии (1)
идея о сланце скоро лопнет, как пузырь. а вот сокращение добычи нефти должно привести к повышению стоимости…
Пожаловаться