Работа над бюджетом сильно затянулась – уже середина сентября, а ключевые развилки бюджетного процесса так и не пройдены, сетует сотрудник аппарата правительства: «Например, нет итогового решения по налогу с продаж». А предложенная Минфином экономия на пенсиях вызвала публичный скандал: доклад замминистра финансов Алексея Лаврова трёхсторонней комиссии о мерах по оптимизации бюджетных расходов, в том числе об отказе от выплаты фиксированной части пенсии выходящим на пенсию с 2015 года но продолжающим работать пенсионерам, социальный вице-премьер Ольга Голодец назвала «превышением полномочий», а саму меру – «непрофессиональной» (цитата по «Прайму»).
Никогда ещё ситуация с бюджетом не была столь сложной, говорит сотрудник аппарата правительства. Чиновники надеются, что точку в спорных вопросах поставит сегодня президент Владимир Путин, во второй половине дня он проведёт совещание по экономическим вопросам. По словам собеседника «Ведомостей», проект бюджета настолько предварительный, что один из высокопоставленных чиновников Минфина даже отказался его читать до принятия решений у президента.
Заменить и потратить
Минфин попытался сбалансировать бюджет, выдержав бюджетное правило «с запасом»: планируемый на трёхлетку дефицит не превышает 0,6% ВВП. Ситуация опасна тем, что рассчитываемая по бюджетному правилу цена нефти уже фактически сравнялась с прогнозируемой (96 долларов за баррель и 100 долларов на все три года соответственно) – люфт совсем небольшой, тогда как нефть с лета дешевеет и уже к концу года может быть заметно ниже 100 долларов, беспокоился высокопоставленный чиновник Минфина.
Из-за ухудшения экономического прогноза бюджет в 2015 году недосчитается 405,6 млрд рублей, в 2016-м – еще 1,3 трлн (в сравнении с законом о трёхлетнем бюджете, принятым в прошлом году). Но ослабление рубля повысит нефтегазовые поступления – почти на 900 млрд и на 1,2 трлн рублей соответственно. Лишних нефтегазовых доходов у бюджета не будет: разница между расчётной и прогнозной ценой нефти даёт в 2015−2017 годах дополнительно 344−356 млрд рублей нефтегазовых доходов, они должны пойти на пополнение резервного фонда, но будут потрачены полностью. Более того, проектом бюджета предусмотрена возможность потратить из резервного фонда до 500 млрд рублей (14% средств фонда) в 2015 году на исполнение расходных обязательств, если не будет хватать доходов. Это решение ограничено пока только одним годом.
В соотношении к размеру экономики доходы бюджета за три года сократятся почти на 1 процентный пункт, нефтегазовые будут снижаться сильнее из-за стагнации цен на нефть. Ненефтегазовый дефицит бюджета, до кризиса 2008 года не превышавший 3% ВВП, в 2015 году вырастет до пятилетнего максимума в 10,5% ВВП (с 9,9% по итогам 2014 года). Дефицит федерального бюджета на 2015 год запланирован в 0,6% ВВП, или в 0,4 трлн рублей. Дефицит региональных бюджетов – без учёта трансфертов из центра – превысит 2 трлн рублей (с трансфертами – 0,6 трлн). В целом дефицит бюджетной системы России составит в 2015 году 1,5 трлн рублей – абсолютный максимум.
Минфин сохранил план внешних займов – до 7 млрд долларов, как и в 2014 году. План внутренних заимствований резко сокращён – до 280 млрд рублей в 2015 году (годом ранее планировался в 677 млрд рублей), что с учётом предстоящих погашений в 721 млрд рублей – трёхлетний пик выплат – предполагает привлечение на внутреннем рынке примерно 1 трлн рублей (в 2016−2017 годах – 800−900 млрд рублей). Правительство в 2015 году вправе обменять внешний долг на внутренний – по согласованию с владельцами российских евробондов: такие решения могут быть приняты в целях снижения внешней задолженности и сокращения расходов на её обслуживание, говорится в проекте бюджета. Это решение также ограничено только одним годом.
В 1998 году Минфин менял «короткий» внутренний долг на «длинный» внешний, чтобы избежать дефолта, но сейчас ситуация совершенно иная, экономического смысла в таком обмене нет, рассуждает председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин: «Скорее всего, это какое-то техническое решение, не политическое».
Сократить и сэкономить
На этом сюрпризы бюджета не заканчиваются. Повышение ставки взносов в Фонд медстрахования (взнос в 5,1% будет с 2015 году взиматься со всего фонда оплаты труда, а не с ограниченной части) Минфин мотивировал грядущим в 2017 году дефицитом фонда. Пока же дефицита нет, полученные таким способом дополнительные доходы Минфин предлагает возвращать из ФОМС в федеральный бюджет безвозмездно. По его оценке, рост социальной налоговой нагрузки принесёт ФОМС 182 млрд рублей в 2015-м и 195,7 млрд в 2016-м, из них самому ФОМС понадобится только 42 млрд и 65,7 млрд рублей соответственно.
Кроме «лишних» средств ФОМС законопроектом предусмотрено право Минфина забирать в федеральный бюджет средства, заработанные и не потраченные исправительными колониями и другими учреждениями исполнения наказаний. А временно ненужные бюджетным учреждениям средства хранить на счетах Минфина.
Слово «оптимизация» встречается в проекте пояснительной записки к бюджету 40 раз на 474 страницы. Она предполагает в том числе мораторий на повышение денежного довольствия, учитываемого при назначении пенсии военным пенсионерам (но повышаются расходы на содержание полиции в Москве и её формирование в Крыму); запрет на увеличение численности федеральных госслужащих (кроме Крыма и Севастополя) и индексацию их зарплат. Всего предлагаемые меры по оптимизации высвобождают в 2015 году почти 700 млрд рублей, следует из расчётов Минфина в презентации к проекту бюджета (есть у «Ведомостей»). Самая крупная – мораторий на накопительные пенсионные взносы: 309,2 млрд рублей.
Самая чувствительная мера – отмена выплат фиксированной части пенсии. Она коснётся граждан, выходящих на пенсию с 2015 году, и сэкономит федеральному бюджету 30,5 млрд рублей в 2015 году, 96 млрд в 2016-м и 169,9 млрд в 2017-м. Фиксированная часть пенсии – это, по сути, пособие по нетрудоспособности, которое выплачивается из федерального бюджета всем пенсионерам в одинаковом размере, объясняет директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева. Логика в предложении Минфина есть, считает она: если пенсионер работает, то он не должен получать пособие. Но это должно касаться именно работающих пенсионеров, подчеркивает она, иначе невыплата будет противоречить Конституции. Бюджет Пенсионного фонда, который в четверг будет принимать правительство, считался без учёта этого предложения Минфина, заявила Голодец.
Расходы бюджета за 2012−2017 годы вырастают на 33,2% при инфляции за тот же период в 38,6% (доходы растут на 29,7%). Опережающим (и инфляцию, и общий рост расходов) темпом будут расти расходы на оборону: в 1,9 раза к 2017 году в сравнении с 2012-м. Максимально сократятся федеральные расходы на ЖКХ – в шесть раз в номинальном выражении, за счёт передачи части полномочий на региональный уровень.
Ольга КУВШИНОВА, Максим ТОВКАЙЛО, Маргарита ЛЮТОВА
«Ведомости»
Источник: Банки.Ру
Комментарии (4)
Ну что – как всегда: образование, ЖКХ, медицина в пролете, все деньги потратим на «охранников».
Пожаловатьсянарод, который не хочет кормить свою армию – будет кормить чужую)) тогда и толку от всего вами перечисленного не будет…
ПожаловатьсяАга, кругом ведь одни враги!
Пожаловатьсянууу… с направления Китая всё спокойно)а вот с запада(кроме Беларусии) тревожно
Пожаловаться