На прошлой неделе стало известно, что президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился за финансовой помощью в правительство. Как сообщили «Ведомости», он предложил пять способов поддержки компании, самый дорогой из которых – выкуп за счёт Фонда национального благосостояния (ФНБ) новых облигаций «Роснефти» на 1,5 трлн рублей. 14 августа вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что в правительстве получили эти предложения и выработают позицию в течение двух недель. РБК решил проанализировать, насколько сейчас для «Роснефти» критична господдержка.
Долги
Получив статус крупнейшей в мире публичной нефтяной компании, «Роснефть» заодно стала одним из крупнейших в России должников. Согласно отчётности компании за второй квартал 2014 года по МСФО, на конец первого полугодия её общий долг равнялся 2,179 трлн рублей. Пиковыми для компании станут ближайшие полтора года: до конца нынешнего года «Роснефть» должна вернуть кредиторам 440 млрд рублей, в 2015-м – ещё 626 млрд. В первом полугодии 2014 года компания выплатила российским и зарубежным кредиторам 350 млрд рублей.
Кредиты «Роснефти» достаточно дёшевы: в первом полугодии на выплату процентов компания потратила всего 26 млрд рублей. Для примера – ставка по двум кредитам Mizuho Corporate Bank в общей сложности на 14 млрд долларов, которые «Роснефти» предстоит погасить в конце 2014-го – начале 2015 года, составляет LIBOR 1m + 1,9−2%. Едва ли не самым дорогим валютным кредитом является заём, предоставленный китайским China Development Bank – на 15 млрд долларов, по нему ставка составляет LIBOR 6m + 3,25%.
«Денежная подушка»
Несмотря на предстоящие многомиллиардные выплаты, финансовое положение «Роснефти» вовсе не выглядит угрожающим. Как следует из отчётности «Роснефти», её денежные средства и их эквиваленты на конец полугодия составили 142 млрд рублей, что почти вдвое меньше, чем на начало года (275 млрд рублей). Зато у компании за первое полугодие более чем втрое вырос объём депозитов – со 131 млрд до 437 млрд рублей. Большая часть этой суммы (эквивалент 375 млрд рублей) находится на долларовых счетах. По ним компания получает процентный доход (ставки варьируются от 0,45 до 4% годовых).
В общей же сложности ликвидные финансовые активы «Роснефти» за первые шесть месяцев 2014 года увеличились с 232 млрд до 542 млрд рублей. Помимо депозитов компания размещает деньги в акции, государственные и корпоративные облигации и т. д.
В общей сложности финансовый резерв компании на середину года равнялся 684 млрд рублей. Верность этих подсчётов подтвердил старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Эта сумма покрывает две трети потребностей компании в рефинансировании на ближайшие полтора года. Разрыв между текущими ликвидными активами и долгами «Роснефти» может быть покрыт за счёт собственных средств, которые будут сгенерированы за этот период, отмечает Кокин.
Китайский аванс
Главный источник пополнения финансовых резервов – предоплата за будущие поставки нефти. В прошлом году компания подписала соглашение с китайской CNPC на поставку 365 млн тонн нефти в течение 25 лет (в дополнение к 300 млн тонн, которые были законтрактованы в 2009 году). По этому контракту компания может получить в качестве предоплаты в общей сложности 70 млрд долларов. Компания активно пользуется этой возможностью. Согласно отчётности, в первом полугодии она получила 431 млрд рублей предоплаты (в отчёте не уточняется, предоставила ли эти средства CNPC в одиночку или вместе с другими контрагентами). Судя по всему, это недорогие для «Роснефти» деньги: к середине 2014 года её задолженность по полученной предоплате составляла 866 млрд рублей. За пользование этой суммой нефтяная компания выплачивает 6 млрд рублей за квартал, что примерно соответствует ставке 2,8% годовых. Это ниже максимальной ставки, по которой «Роснефть» размещает свои долларовые депозиты.
CNPC не единственный контрагент, который платит вперёд. Подобные договорённости есть и с британской BP. В июле 2014 года «Роснефть» получила от своего партнёра в качестве предоплаты за нефть 1,9 млрд долларов (66 млрд рублей). А если «Роснефти» удастся договориться о предоплате и с китайской Sinopec, то в ближайшие два года у компании не будет проблем с финансированием инвестпрограммы, погашением долгов и выплатой дивидендов, считает аналитик UBS Максим Мошков. Осенью 2013 года компании подписали меморандум о заключении экспортного контракта (поставки до 100 млн тонн нефти в течение десяти лет), но контракт до сих пор не подписан.
Деньги ФНБ для «Роснефти»
По поводу предложения Сечина выделить 1,5 трлн рублей из ФНБ источник в финансово-экономическом блоке правительства говорит, что все заявки на получение средств из фонда должны рассматриваться «в проектной логике» (с финансово-экономическим обоснованием, учитывая обеспечение возвратности средств, наличие других инвесторов и т. д.).
Сейчас на рассмотрении в Минэкономразвития находится «порядка двух-трёх десятков» проектов в различной стадии проработки, претендующих на средства ФНБ. «Перечень проектов не закрыт. Минэкономики вполне может рассматривать и эту заявку и представить правительству заключения на этот счёт – высказать, насколько это [выделение средств из ФНБ] целесообразно или нецелесообразно», – говорит источник. Пока министерство непосредственно в такой логике над заявкой Сечина не работает. «Но я допускаю, что в принципе этот проект также будет предложен», – говорит источник.
Другой собеседник РБК в правительстве сказал, что какая-либо конкретика по поводу просьбы Сечина появится у финансово-экономического блока правительства не раньше следующей недели, поскольку решения такого уровня должны приниматься с участием министров, а оба они, министр экономики Алексей Улюкаев и финансов – Антон Силуанов, в настоящее время находятся в отпуске. Официальный представитель Минэкономразвития сказал, что заявка «Роснефти» сейчас не обсуждается, а представитель Минэнерго, наоборот, заявил, что она изучается, позиция министерства может быть сформирована к концу недели.
У «Роснефти» возникла не столько потребность, сколько желание оптимизировать свой долговой портфель, считает Алексей Кокин из «Уралсиб Кэпитал». Видя, что государство благосклонно к компаниям, которые считаются жертвами санкций, «Роснефть» решила напомнить, что она тоже пострадала (санкции США запрещают предоставлять компании кредиты на срок более 90 дней), и встала в очередь за льготами и привилегиями. Он уверен, что помощь на всю сумму 1,5 трлн рублей компания не получит. «Но всегда нужно просить больше, чтобы что-нибудь получить», – замечает эксперт.
Представитель Дворковича не стала комментировать финансовое положение «Роснефти». Представители «Роснефти» и Минфина отказались от комментариев.
Андрей Лемешко, Тимофей Дзядко, Яна Милюкова
Источник: РБК
Комментарии (1)
Очень надеюсь, что Игорь Иваныч без нас обойдется. Пусть его в долговую яму посадят, как раньше делали.
Пожаловаться