или

Карточные страсти

Автор: Workle Copy 26.06.2012 17:30

 

Развитие новых идей и технологий, как правило, влечет за собой и новые риски. Не является исключением и сфера, связанная с осуществлением различных платежей.

 

 

Интернет-покупки, мобильный банкинг, бесконтактные платежи и многое другое делают нашу жизнь удобной. Это, безусловно, так. С другой стороны, при использовании банковских карт и покупках онлайн на практике зачастую происходят списания денежных средств, не подтверждаемые владельцами счетов.

 

 

 

Кто же ответит за то, что деньги с банковской карты сняли мошенники? Банки считают, что чаще виноваты клиенты, потому что они не всегда правильно используют карты или совершают электронные платежи, не соблюдая необходимые меры предосторожности. Клиенты банков, наоборот, уверены, что виноват банк, ведь именно он не обеспечил надлежащие способы защиты и поэтому обязан компенсировать незаконно списанные суммы. Можно понять позиции обеих сторон.

 

Однако многие из нас, потребителей, очень часто действительно вводят данные зарплатной карты при оплате через Интернет, не задумываясь о возможных рисках. Эксперты призывают держателей карт принимать меры (как правило, совсем несложные) предосторожности для сокращения рисков незаконного списания денег. Например, расплачиваться картой только в личном присутствии, внимательно проверять сайт при использовании онлайн-банкинга, дабы исключить введение реквизитов карты на поддельный сайт банка, использовать при оплате через Интернет специальные карты – e-cards. Ведь кусочек пластика – это реальные деньги, принадлежащие вам, которые при онлайн-платежах попадают в неуправляемое пространство – Интернет, где присутствуют, к сожалению, и мошенники тоже.

 

Надо отметить, что сегодняшнее законодательство не позволяет четко определить, на ком лежит ответственность за списание денег в тех или иных ситуациях. Тем не менее можно констатировать, что суды все же склонны возлагать ответственность именно на банки. Оно и понятно: банки являются профессиональными участниками операции, которые обязаны обеспечить защиту карты, в то время как потребители не обладают специальными познаниями относительно возможных способов мошенничества и защиты от него. Именно этот подход и нашел отражение в Федеральном законе от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который вступил в силу осенью прошлого года. При этом нормы, регулирующие порядок использования электронного средства платежа, к которым, в частности, относится и банковская карта, вступают в силу с 1 января 2013 г.

 

О каких изменениях идет речь и каким образом они отразятся на банках и потребителях банковских услуг? Следует отметить, что закон призван защитить в первую очередь интересы клиентов, возлагая при этом на банки новые обязанности и риски. Так, например, по общему правилу банк обязан возместить денежные средства, незаконно списанные после получения банком уведомления клиента об утрате электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента.

 

Кроме того, согласно закону банк обязан сообщать клиенту обо всех операциях по счету и обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате карты и ее использовании без согласия клиента. 

 

Источник: Российская газета