или

Банки просят законодательно отменить для них обязанность по проверке паспортов граждан

Автор: Workle Copy 02.07.2014 15:11

Один из десяти банковских клиентов, которые приходят в банк совершить операцию на сумму свыше 15 тыс. рублей, получает отказ в обслуживании – из-за того, что данных его паспорта нет на сайте Федеральной миграционной службы (ФМС).

 

 

Об этом говорится в письме председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, направленного в Роспотребнадзор. Теперь банки просят на уровне закона отменить для них обязанность по проверке паспортов граждан – Центробанк им не удалось убедить в необходимости решения проблемы.

 

В рамках борьбы с отмыванием средств в марте Центробанк обязал банки проверять на подлинность паспорта при идентификации клиентов в рамках каждой операции, включая открытие вклада, выдачу кредита, обмен валюты (на сумму свыше 15 тыс. рублей) и денежные переводы (на сумму свыше 15 тыс. рублей). Для проверки паспортов граждан банки должны использовать информационный сервис на сайте ФМС, говорится в указании ЦБ. За неисполнение требований регулятора предусмотрены штрафы: сотрудники банка могут быть оштрафованы на 10−30 тыс. рублей, а сам банк – на 50−100 тыс. В начале июня ЦБ отдельно пояснил банкам, что необходимо отказывать в обслуживании гражданам, чьи паспортные данные на ресурсе службы не значатся.

 

По мнению банкиров, проблема в том, что сайт ФМС технически не справляется с количеством запросов кредитных организаций: для среднего банка, имеющего 100 отделений, количество запросов составляет в среднем около 10 тыс. в день, а по всей банковской системе – 10 млн запросов ежедневно. К тому же на сайте ФМС содержится неполная информация: часто банки получают ответы: «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учётах ФМС России в настоящее время не значится», и в этих ситуациях они отказывают клиентам в обслуживании.

 

Как пишет в Роспотребнадзор Емелин, в последнее время отмечается значительный рост отказов кредитных организаций в обслуживании граждан из-за выполнения требований указания ЦБ. По подсчётам участников рынка, отказ в обслуживании получает каждый десятый клиент. Главная проблема, которая возникает в ходе проверки паспортов населения, по словам Емелина, – перегруженность сайта ФМС. По подсчётам Емелина, по всей банковской системе получается 2 млрд запросов в год, и ресурс службы не справляется с нагрузкой.

 

ЦБ разрешил банкам наладить получение информации о паспортах через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая создана в рамках закона о госуслугах. К ней подключено 90% банков и ФМС. Такой способ будет более технологичным, исключит ручной ввод информации на сайте ФМС и перегруз интернет-ресурса службы, считает регулятор. Однако требование по проверке паспортов на сайте ФМС ЦБ при этом не отменил, и, опасаясь санкций, банки сейчас массово отказывают клиентам в обслуживании. НСФР считает нужным на уровне закона отменить для них обязанность использовать ресурс ФМС при проверке паспортов.

 

Нагрузка на сайт ФМС из-за необходимости проверки действительности паспортов граждан банками привела к тому, что уже в понедельник, 30 июня, сервис стал просто недоступен и, как сообщается, «находится на модернизации». Вместо этой проверки предлагается скачать список недействительных российских паспортов или проверить данные по списку недействительных документов или выданных в нарушение установленного порядка.

 

В ЦБ помимо ранее заявленной позиции не предоставили комментарий. В ФМС не ответили на запрос.

 

 

Источник: Известия

Комментарии (1)

Дмитрий Александров 02 июля 2014, 19:43

странное, конечно, решение… может отменят?

Пожаловаться