Основная часть потенциального роста ВВП (около 5 трлн рублей) может обеспечить развитие конкуренции, в первую очередь в сегменте b2b и госзаказе, сказала главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Наталья Порохова. «Анализ данных тендеров и электронных торгов показывает, что до 15% эффективности закупочного процесса теряется из-за большого числа посредников и завышения цен», – отметила она.
До вступления в силу нового закона о Федеральной контрактной системе с 1 января этого года потери бюджета на госзакупках составляли сотни миллиардов рублей в год. Только на торгах, в ходе которых окончательная сумма контракта опускалась меньше, чем на 5% от стартовой, в 2013 году бюджет мог потерять до 290 млрд рублей, подсчитали эксперты «Безопасного Отечества».
Но и в работе новой системы не все идёт гладко, признают чиновники. Малый и средний бизнес практически не имеет доступа к госзаказам. Сейчас он обеспечивает только 10% заказов госкомпаний и инфраструктурных монополий, к концу 2014 года его доля должна возрасти до 15%, надеются в правительстве. Чтобы упростить доступ к госзакупкам, Минэкономразвития предлагает сократить сроки расчётов с поставщиками до 30 дней для контрактов с компаниями малого и среднего бизнеса на сумму до 20 млн рублей.
Ещё одна точка роста, способная обеспечить увеличение ВВП на 3,5 трлн рублей, – повышение эффективности труда. По показателям производительности труда Россия сейчас проигрывает странам с похожими показателями экономического развития в среднем на 23%, отставание от таких развитых стран, как Германия и США, составляет около 70%. По данным Газпромбанка за 2013 год, на автозаводах в России на одного работника приходился выпуск шести автомобилей, в США – 13; на одного российского энергетика – 1,5 ТВт-ч, в США – 10 ТВт-ч; а один банкир заработал для своей компании в России на 77% меньше американского коллеги.
«Мы видим потенциал роста производительности труда в экономике на 15%», – сказала Наталья Порохова. Но для этого нужны непопулярные меры. Крупные металлургические компании уже пошли на десятипроцентное сокращение персонала. Уволенные сотрудники нашли работу в малом и среднем бизнесе, а это позволило металлургическим компаниям частично компенсировать сокращение прибыли, заявила она.
Разговоры о повышении производительности труда идут не первый год. В 2011 году с подачи тогда ещё главы «Деловой России», а ныне бизнес-омбудсмена Бориса Титова Владимир Путин заявил о необходимости создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 году. Но 2013 год – первый (за исключением кризисного 2009-го) за последние 15 лет, когда можно говорить о реальном росте производительности труда. Число занятых сократилось на 0,3%, при этом число безработных не изменилось, констатируют в Газпромбанке.
В прошлом году с согласия федеральных чиновников начался процесс сокращения неэффективных производств и увольнений работников в моногородах. В прошлом году «Русал» закрыл пять заводов в европейской части России. В чёрной металлургии сокращение численности персонала составило в среднем 9%, в алюминиевой – 6%, в РЖД – 4,8%.
Повышение эффективности труда, по словам Пороховой, может дополнительно ускорить рост ВВП на 1,5 п. п. «Этот процесс необязательно ведёт к росту безработицы. Миф о немобильности населения был развеян в рамках программ металлургов по переезду работников на предприятия в других городах, или о невозможности устроиться в иных сферах», – отметила первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.
Резервы для повышения производительности труда есть, но они лежат в плоскости открытия новых производств, считает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Необходимо существенное инвестирование, которое сдерживается жесткими подходами Центробанка к регулированию проектного финансирования и кредитования в целом», – полагает он. Заморозка тарифов естественных монополий в этом году может поспособствовать инвестициям, отметил главный экономист «ВТБ Капитала» Владимир Колычев.
Ещё примерно 1,5 трлн рублей в приросте ВВП можно будет получить за счёт аутсорсинга и продуманной логистики, подсчитали в Газпромбанке. Крупные производители пищевой продукции уже сейчас предпочитают избавляться от собственного парка транспорта, привлекая частные специализированные компании и пользуясь транспортными услугами торговых сетей. «Последним это оказалось тоже выгодно, например крупнейшая торговая сеть – „Магнит“ – сейчас почти 70% товаров поставляет в свои гипермаркеты с собственных складов», – отмечается в исследовании.
Источник: РБК
Комментарии (1)
ну посмотрим-посмотрим)
Пожаловаться