Об этом стало известно в четверг на презентации доклада о защите прав потребителей в финансовой сфере, который представил начальник Управления по защите прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков.
Итак, первая проблема: информация о кредитных услугах не обеспечивает потребителя возможностью правильного выбора. Почти все российские банки приводят значимую информацию об условиях кредитования неявным образом (мелким шрифтом, в сносках и т. д.). Особенно это характерно при выдаче потребительских кредитов (89% исследованных банков) и ипотеки (88%).
Вторая проблема: больше половины банков (58%) не предоставляют чётких условий кредитования во время консультирования потенциальных обладателей потребкредитов.
Третья: очень часто для получения кредита обязывают купить дополнительные услуги. Например, выдача его возможна только при открытии банковского счёта (этого требуют в 95% банков), столько же банков не дадут ипотеку при отказе заёмщика от страхования жизни и здоровья.
Понятно, есть и другие проблемы. Но многие из них исчезнут, а иные просто не будут носить столь острого характера после вступления в силу 1 июля закона «О потребительском кредите (займе)». Однако и он вызывает нарекания у защитников прав потребителей. Например, норма, закрепляющая право финансовой организации на переуступку своих прав (требований) по договору займа любым другим лицам, иначе говоря, коллектору. Это условие необходимо включать в договор о предоставлении кредита по соглашению сторон. Но нет гарантии, что это не будет происходить по умолчанию, фактически без ведома клиента. Этого опасается Олег Прусаков. Что касается, небанковских организаций, то больше всего нареканий со стороны граждан вызывают страховщики. Из 6,5 тыс. обращений в службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в марте – июне этого года 3,8 тыс. касаются ОСАГО, сообщила глава этой службы Ольга Крайнова.
Источник: Российская газета