Глава Центробанка Эльвира Набиуллина подписала распоряжение об установлении надзора за рядом организаций при осуществлении ими деятельности, связанной с формированием пенсий граждан. При этом, как следует из документа, в качестве отдельного объекта регулирования ЦБ значится Внешэкономбанк (ВЭБ), который, помимо прочего, является государственной управляющей компанией (УК) по доверительному управлению пенсионными накоплениями россиян.
Согласно распоряжению, контроль и надзор регулятора попадают негосударственные пенсионные фонды (НПФ), управляющие компании, специализированные депозитарии, деятельность которых связана с формированием пенсий. Всего в списке Центробанка 45 организаций. Речь идёт как об обязательном пенсионном страховании, так и о негосударственных программах, участие в которых для граждан является добровольным. Контроль за этими организациями будет осуществлять созданный в составе центрального аппарата ЦБ департамент коллективных инвестиций и доверительного управления. В перечень поднадзорных департаменту структур попали Пенсионный фонд России (ПФР) и госкорпорация Внешэкономбанк – из документа следует, что ЦБ будет контролировать их по части инвестирования пенсионных денег.
В ВЭБе, однако, отметили, что по закону «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» регулирование, контроль и надзор в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений и так осуществляется ЦБ. Тем не менее, ПФР в законе выделяется как отдельный объект регулирования, тогда как на ВЭБ распространяются общие нормы закона, установленные в отношении УК. Теперь полномочия в отношении ВЭБа сформулированы и возложены на конкретный департамент, – сказали в пресс-службе госкорпорации. Её представители не сообщили, проводил ли раньше ЦБ проверки в ВЭБе, касающиеся инвестирования пенсий россиян.
ВЭБ управляет деньгами «молчунов» – россиян, которые не перевели накопительную часть под управление негосударственных пенсионных фондов. Стоимость чистых активов, в которые инвестированы пенсионные накопления, находящиеся под управлением ВЭБа, по состоянию на 31 марта 2014 года составила 1,9 трлн руб. В негосударственных пенсионных фондов по итогам 2013 года аккумулировано 1,1 трлн пенсионных накоплений и 831 млрд пенсионных резервов (резервы сформированы в рамках добровольного пенсионного страхования).
– В данной ситуации, – говорит юрист компании «Хренов и Партнёры» Дмитрий Копотилов, – прослеживается тенденция к более узкому регулированию инвестирования пенсионных накоплений и передаче их одному органу (ранее регулирование было размыто между Федеральной службой по финансовым рынкам и ЦБ), что, разумеется, будет способствовать более унифицированному регулированию данного сегмента, так и большей безопасности накоплений. Необходимо отметить, что данная сфера нуждалась в реформировании очень давно. В первую очередь, именно со стороны установления контроля за процессом финансирования накопительной части и сферой доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
По словам старшего аналитика ИГ «Норд-Капитал» Сергея Алина, Центробанк продолжает наводить «порядок в доме», раскладывая по полочкам и систематизируя имеющиеся надзорные функции. Деятельность пенсионных фондов, в том числе ПФР и ВЭБа, по словам эксперта, жестко регламентирована, существует множество ограничений относительно допустимых способов вложений пенсионных средств.
– Такие меры вкупе в будущем повысят авторитет нашей пенсионной, да и финансовой системы в целом, – отмечает Алин.
Cтарший аналитик «Альпари» Анна Бодрова считает логичным, что для отдельного направления работы в виде управления пенсионными накоплениями граждан создан специальный надзорный орган: объём работы большой, финансовые потоки разветвленные, не все схемы доработаны до конца.
– Вопрос со стратегиями управления также надо контролировать с целью повышения его эффективности – инвестировать в текущих макроэкономических условиях явно непросто, и власти стараются избежать повторения истории, когда доходность НПФ серьёзно упала, – говорит Бодрова.
C 1 сентября в России начал работать мегарегулятор, созданный на базе ЦБ в результате интеграции с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). Помимо контроля за банками, как ранее, теперь ЦБ осуществляет контроль за небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании, микрофинансовые организации. Создание мегарегулятора обсуждалось в России несколько лет, наконец, в конце 2012 года правительство приняло решение об интеграции ЦБ и ФСФР. Мегарегуляторы действуют более чем в 55 странах, в 13 странах они созданы на базе центральных банков.
Источник: Известия