Прирост процента просроченной задолженности по активной базе кредитов в марте 2014 года составил 84 пункта и поднялся с 13,25% в феврале до 14,09%. Для сравнения: в феврале прирост процентов просрочки составил всего 21 пункт, в январе – 4 пункта, а в декабре его вообще не было. Объяснением подобной динамики, скорее всего, следует хотя бы отчасти считать праздничные траты россиян в связи с 23 февраля и 8 марта, из-за чего некоторые заёмщики решили отложить выплаты по кредитам до следующего месяца.
С этой точки зрения вполне логичным выглядит и то, что в процентном соотношении больше всего кредитов россияне набрали по кредитным картам, по ним же и больше всего невыплаченных долгов.
Традиционно самыми дисциплинированными заёмщиками в марте были ипотечники: прирост просрочки по ипотеке составил всего 12 пунктов. Общий уровень просрочек по ипотеке с учётом активной базы кредитов и исторической (+погашенные кредиты) практически идентичен уровню просрочки в марте и в октябре 2013 года – показатель чуть выше среднего. Пик прироста процентов просроченной задолженности по ипотеке пришёлся на май 2013 года. Показатель марта 2014 равен показателю января 2014 и составляет 2,98%.
Что касается прочих видов кредитования, то практически все они в марте продемонстрировали резкий всплеск просроченной задолженности. В частности, кредиты с обеспечением показали прирост на 45 пунктов, потребительские кредиты – 65, продажи в кредит – 53, кредитные карты – 146 и автокредиты – 47. Как видно, лидером по приросту просрочек со 146 пунктами стали кредиты по пластиковым картам, набравшие в феврале 15 и 13% в декабре 2013 года.
По мнению экспертов, под конец года заёмщики более активно берут кредиты и не всегда точно рассчитывают собственные возможности; банки же проявили не очень высокую готовность к такой активизации в этом сегменте. Кроме того, возможно, банковским организациям психологически комфортнее было заканчивать год ростом выдачи кредитов. Однако в марте начался рост просрочек. Выходом из подобного рода ситуации может стать комплекс мер: от улучшения кредитными организациями собственного скоринга до повышения ответственности и финансовой грамотности заёмщиков.
Источник: banki.ru