В заключении к законопроекту комитета Госдумы по финансовому рынку, подписанном Натальей Бурыкиной, отмечено, что «введение предусмотренных законопроектом дополнительных требований к участникам национальной платёжной системы является мерой ограничительного характера, которая сама по себе не сможет в полной мере определить дальнейший вектор и обеспечить развитие российского рынка платёжных карт». Поэтому при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо всесторонне изучить мировой опыт развития национальных платёжных систем и последствия, как положительные, так и отрицательные, применения различных подходов.
В частности, комитет выделил следующие принципы, которые должны быть учтены при определении дальнейшего вектора развития национальной платёжной системы:
1) всё обеспечение внутрироссийских расчётов (клиринг, расчёты, обмен сообщениями и т. д.) должно осуществляться под полным контролем российских регуляторов и технологически независимо от внешних шоков;
2) национальная платёжная система должна быть технологически нейтральна;
3) на законодательном уровне необходимо обеспечить равные условия для возможной конкуренции различных идей и развития разных новых инновационных технологий в платёжной сфере.
В то же время ЦБ, как следует из отзыва на поправки в закон об НПС, подписанного первым зампредом ЦБ Алексеем Симановским предлагает сделать оператором НПС некоммерческую организацию, которую он сам учредит вместе с банками и платёжными системами, в том числе иностранными. Создание НПС (с 1 января 2015 года), продолжает Симановский, позволит снизить зависимость российского карточного рынка от международных систем: даже перенос их операционных центров на территорию России не отменяет возможного прекращения обслуживания.
Источник: Банковское обозрение