Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подготовила поправки к законопроекту, который в ближайшее время будет внесен в правительство. Текущая версия проекта «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» дает должнику право отказаться от личного контакта с коллекторами. Те, в свою очередь, не хотят общаться с должниками по SMS и отправлять письма в один конец. НАПКА готовится представить поправки сразу же после внесения законопроекта в правительство.
Коллекторов не устраивает текущая редакция проекта – по их мнению, в Минэкономразвития перестарались и чересчур защитили должников, говорит вице-президент НАПКА Елена Докучаева, которая также возглавляет агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» (входит в Adela Financial Retail Group Евгения Бернштама).
Во-первых, коллекторы просят исключить из законопроекта норму, которая дает должнику право в одностороннем порядке отказаться от личного контакта с коллекторами. Общаться с должниками по SMS и писать письма в один конец они считают нецелесообрзаным.
«Это право при обсуждении в НАПКА вызвало больше всего нареканий со стороны коллекторов и кредиторов, – говорит Докучаева. – При текущей финансовой грамотности должников этот отказ от устного общения приведет к негативным последствиям: кредиторы, защищая свои права, будут обращаться в суды с требованием о принудительном погашении задолженности, и мы завалим их исками. Должники же будут безвозвратно портить свои кредитные истории. При устном досудебном общении таких последствий можно было бы избежать. Кроме того, судебные расходы по уплате госпошлины, которые понесут кредиторы, в случае победы переложат на должника».
Еще одна норма, которая не устраивает коллекторов, – обязанность кредитора уведомлять должника о переуступке прав требований по долгу заказным письмом с уведомлением о вручении. В НАПКА поясняют, что при соблюдении этого требования деятельность коллекторов может стать нерентабельной. Например, долги телекоммуникационным компаниям, как правило, небольшие (в среднем 700 рублей) и списываются банками ввиду нежелания соблюдать данное требование. Соответственно, при списаниях банки не прибегают к услугам коллекторов. Но когда таких долгов много, речь может идти о привлекательных для агентств суммах. Коллекторы предлагают предусмотреть другие способы уведомления должника – например, по электронной почте. Глава Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин поддерживает эту идею, указывая, что упрощение данного алгоритма облегчит работу коллекторских агентств.
Некоторые эксперты считают, что электронные сообщения – не выход: многие вообще не умеют пользоваться Интернетом и перевод всех должников в Сеть невозможен. Нужно перейти на телеграммы, телефонные звонки и незаказные письма – в общем, любыми доступными средствами уведомлять должников о переуступке их долгов.
Источник: Известия