Аналитики обычно оперируют просрочкой «30+» и «60+», т. е. свыше 30 и 60 дней соответственно. Но для практиков важны все группы, и каждый кредитор имеет собственный порядок работы с различными группами заемщиков, допустивших просрочку. Общим для всех кредиторов можно считать понимание важности начального этапа «выхода на просрочку»: здесь надо не дать задолженности перерасти в хроническую.
Именно поэтому кредиторы создают специальные службы по работе с краткосрочной просроченной задолженностью. Как только заемщик задержал выплату на 1−2 дня, ему сразу же начинают звонить, направлять sms-уведомления. Бывает, что заемщика разыскивают и проводят с ним беседу. Все это стоит денег и, в конечном счете, влияет на стоимость займа. Но кредиторы идут на это, так как затраты окупают себя.
Между тем, любой врач подтвердит, что лучшая борьба с болезнью – профилактика. И роль профилактического средства вполне может взять на себя 218-ФЗ «О кредитных историях».
Дело в том, что, с точки зрения заемщика, нарушение срока отдачи долга, конечно, нехорошее явление, но не страшное. Ведь от своих обязательств никто не отказался, да и штраф, предусмотренный договором, к которому заемщик психологически готов, выплачен. Но, как показывает практика, заемщик совершенно не представляет себе долгосрочных проблем, которые у него возникают даже из-за небольшого отклонения от графика платежей.
Допустив незначительный, с его точки зрения, сбой в обслуживании кредита, заемщик узнает о больших проблемах со своей кредитной историей только потом. Когда обращается за другими займами, получает отказ за отказом и выясняет, что причина – в той, уже забытой им, записи в кредитной истории.
В финансовом сообществе много говорят на тему полезности бюро кредитных историй для кредиторов. Да, действительно, кредитные отчеты помогают им принимать взвешенное решение о выдаче кредита и о его параметрах, то есть эффективно управлять рисками. Но забывают при этом о дисциплинирующей роли «Закона о кредитных историях» для заемщиков.
Возможно, если более наглядно и целенаправленно доводить до сведения заемщика, что согласно закону «О кредитных историях» кредитор обязан направлять данные о том, как обслуживается кредит, в бюро кредитных историй, он будет более внимательно относиться к мелким, с его точки зрения, нарушениям. Зная, что запись о незначительной просрочке может повлиять на получение им других, может быть, гораздо более важных для него, кредитов, человек лишний раз подумает, так ли уж ему трудно сейчас изыскать резервы на своевременный платеж.
Источник: Кредиты.ру