Курс рубля на Московской бирже вчера опустился до новых минимумов. Евро прибавил 70 коп. и впервые превысил 48 руб. – 48,17 руб./евро. Доллар США вырос на 50 коп. – до 35,24 руб./доллар. Стоимость бивалютной корзины к 18:40 мск составляла 41 руб. – больше, чем когда-либо.
Объём сделок с долларами и евро на бирже на этой неделе почти вдвое превышает средние значения декабря. Это отмечают и банкиры.
С начала года рубль потерял уже 6,3% к доллару и 5,9% к евро. Столь стремительное падение заставило власти задуматься, стоит ли отпускать курс в свободное плавание с 2015 года, как планировал Центробанк (ЦБ). Свои слова назад взял даже автор этой идеи – министр экономразвития Алексей Улюкаев, до прошлого лета курировавший денежно-кредитную политику на посту первого зампреда ЦБ. Отпускать рубль в свободное плавание рано, считает теперь Улюкаев: надо сохранить коридор допустимых колебаний, а срок перехода к инфляционному таргетированию – скорректировать.
Об этом ещё год назад предупреждал экс-председатель ЦБ Сергей Игнатьев (ныне – советник председателя). Учитывая высокую зависимость России от цен на нефть и движения капитала, переход к полностью свободному курсу может привести к его слишком высокой волатильности, объяснял Игнатьев в феврале 2013-го, «поэтому плавающий коридор допустимых колебаний рубля нужно оставить в каком-либо виде, не препятствующем целям по инфляции».
В ЦБ отказались прокомментировать предложение Улюкаева. «Рубль – рыночная валюта, и цена на неё не устанавливается административно», – говорила на днях председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в программе «Познер». «Улюкаев прав», – считает высокопоставленный сотрудник администрации Президента.
К режиму полностью плавающего курса и инфляционного таргетирования ЦБ должен перейти с 2015 года, согласно плану, составленному ещё Улюкаевым. «Что касается плавающего курса и отмены валютного коридора, то я полагаю, что это будет симметрично», – объяснял он в сентябре 2012-го.
Симметричность отмены контроля над курсом и перехода к управлению инфляцией связана с одной из основополагающих макроэкономических гипотез – о «невозможной троице». Суть её в том, что из трёх целей – фиксированный курс, свободное движение капитала, управление процентными ставками – центробанки могут одновременно контролировать лишь две. Ограничений на движение капитала у России нет – так что полноценное управление процентными ставками (то есть контроль над денежной массой посредством изменения ставок – основной инструмент управления инфляцией) требует отказа от управления курсом рубля.
Теперь Улюкаев считает, что переход к инфляционному таргетированию мог бы быть модифицированным – с сохранением валютных интервенций: «Я бы сказал, что инфляционное таргетирование и свободное плавание в принципе допускают интервенции. Я бы описал правила, область допустимых значений, при которых денежные власти осуществляют эти интервенции, будь то волатильность или риски финансовой стабильности».
«Действительно, мы намерены отказаться от интервенций на валютном рынке с точки зрения поддержания курса. Однако в более широком плане вопрос об инструментальной роли интервенций не так однозначен, и на глобальных рынках мы находим этому достаточно яркие примеры», – пишет курирующая теперь денежно-кредитную политику первый зампред ЦБ Ксения Юдаева в статье, опубликованной на этой неделе на сайте международного финансового центра. Например, такой инструмент, как валютный своп, применяемый Европейским ЦБ и ФРС (Федеральная резервная система), будет продолжать использоваться исходя из соображений финансовой стабильности, считает она.
«Сглаживать спекулятивные колебания не только можно, но и нужно, для того чтобы проводить политику таргетирования инфляции», – поддерживает Улюкаева профессор Высшей школы экономики Олег Замулин. В индексе потребительских цен велика доля импортных товаров, их удорожание из-за ослабления курса ведёт к росту инфляции. «Нужно только отличать спекулятивные колебания от равновесных – например, если падают цены на нефть, то и рубль должен падать – такие колебания сдерживать не нужно», – советует Замулин. Теория о макроэкономической «невозможной троице» предполагает несовместимость свободного движения капитала и независимой денежной политики именно с жёстко контролируемым курсом, говорит он: «Речь же не о фиксации курса, а о сглаживании колебаний. Даже в развитых экономиках центробанки проводят для этого интервенции».
Из 19 развивающихся стран, перешедших к инфляционному таргетированию, 9 сохраняют режим управляемого курса, причём у четырёх он даже фиксированный, отмечает Марк Пуррой из Сорбонны. С высокой степенью вероятности курс в 2012 году был полностью свободно плавающим только в четырёх странах: Сербии, ЮАР, Турции и Чили (см. таблицу). Режим инфляционного таргетирования изначально предназначался только для зрелых экономик с развитым финансовым рынком, предлагающим достаточно способов хеджирования валютных рисков без помощи нацбанка. Развивающиеся страны сильно зависимы от внешних шоков, отличаются меньшим доверием политике регуляторов и недоразвитостью финансовых рынков – поэтому курс для них играет гораздо более значимую роль. Курсовая политика для таких государств важна и в силу двух феноменов – «боязни плавания» (высокая волатильность ведёт к сокращению торговли, росту инфляции и долларизации) и «боязни укрепления» (потеря конкурентоспособности), пишет Пуррой.
Группа экономистов из Гарварда, МВФ и швейцарского центра Gerzensee выяснили, что при недостаточно развитом финансовом рынке волатильность обменного курса сокращает темпы роста экономик: увеличение волатильности на 50% ведёт к снижению роста на 0,33 процентного пункта. Для развитых же рынков эффект – нулевой. Тем не менее даже развитая Австралия, перешедшая на таргетирование инфляции ещё в 1983-м, первые восемь лет почти ежедневно проводила валютные интервенции (причём чаще всего – на предотвращение укрепления национальной валюты) – это был период адаптации, объясняет нацбанк Австралии.
Проблема инфляции для России сейчас гораздо менее значима, чем проблема экономического роста, напоминает Улюкаев. Инфляция в 2014 году, по его словам, имеет все шансы опуститься ниже 5%. Тогда как рост экономики замедлился до 1,4% при потенциально возможных 2,5−3%.
Источник: Ведомости