Пенсионный фонд России (ПФР) продолжает следить за результатами переходной кампании 2013 года. Опубликована статистика на 1 декабря. С января по ноябрь в ПФР поступило 9,86 миллиона заявлений о переводе накоплений. Это рекордный показатель: за тот же период 2012-го их было 6,6 миллиона. Притом 7,5 миллиона заявлений демонстрируют желание граждан перевести свои накопления из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (в 2012 году – 4,64 миллиона), 1,9 миллиона человек решили сменить один НПФ на другой (на 1 декабря 2012-го – один миллион), еще 193,5 тысячи граждан – уйти в частную управляющую компанию, и только 162,4 тысячи – вернуться в ПФР.
Обычно большая часть заявлений передаётся фондами в ПФР в конце года. Всего по итогам переходной кампании-2012 в ПФР поступило 8,6 миллиона заявлений, то есть на 30% больше, чем было обработано на 1 декабря. Следовательно, если динамика останется прежней, по итогам 2013-го следует ожидать около 13 миллионов заявлений, из которых 10 миллионов – о переходе из ПФР в НПФ. Если по всем документам будет принято положительное решение, после акционирования НПФ число их клиентов составит более 30 миллионов человек. Если же процент отказов сохранится на уровне прошлого года (30%), клиентская база фондов увеличится до 27 миллионов человек. Впрочем, пока фонды не акционируются и не вступят в систему гарантирования накоплений, накопления тех граждан, кто в 2013-м решил стать их клиентом, передаваться в НПФ не будут.
Не последнюю роль в рекордных результатах переходной кампании сыграл информационный фон, на котором проходит пенсионная реформа, признают эксперты. «Результаты 2013 года ожидаемы: на волне пенсионной реформы граждане задумались о своих накоплениях, – отмечает президент НПФ „ЛУКОЙЛ-Гарант“ Сергей Эрлик. – Но цифры, которые мы видим, говорят скорее об активности НПФ, их агентов и партнёров, нежели самих граждан. Число тех клиентов, кто сам дошёл до фонда, отнюдь не велико».
В частности, из-за консервативности граждан фондам вряд ли удастся повторить в 2014-м успехи 2013-го, работая по новому законодательству. По правилам, которые действовали ещё в прошлом году, гражданин мог передать договор и заявление в ПФР через агента НПФ (то есть через частное лицо, отделение банка или, например, салон сотовой связи «Связной»). Теперь же желающий обязан подписать договор с НПФ и самостоятельно подать заявление только в отделение ПФР по месту жительства. Такая возможность имелась у граждан и ранее, но, по данным участников рынка, доля новых клиентов, привлекаемых через отделения ПФР, была ничтожной.
Законодательство оставляет для НПФ минимум одну лазейку: закон об акционировании НПФ разрешает гражданину передавать нотариально заверенное заявление в отделение ПФР через третье лицо. Таким лицом теоретически мог бы стать агент НПФ. «Ряд игроков рассматривают возможность привлечь к сотрудничеству нотариусов, которые бы работали в крупных точках продаж», – признаёт исполнительный директор НПФ «Национальный» Светлана Касина. Однако новое необходимое звено в цепочке привлечения клиентов – нотариус – может оказаться слишком дорогим для многих НПФ. Привлечение одного нового клиента до сих пор обходилось фондам в 1 000 − 2 000 рублей; по приблизительным подсчётам игроков рынка, участие нотариуса может существенно удорожить процесс. Затраты фондов возрастут: заверение одного документа обойдётся минимум в 200 рублей, плюс нотариус будет брать ещё какой-то процент, поясняет руководитель НПФ из Топ-10, отмечая, что это невыгодно.
Источник: Коммерсантъ