Хотя доля экзотических, или необычных, кредитов в общем объеме кредитования мала и не приносит ощутимой прибыли банкам, оформить кредит можно практически на все: путешествие, покупку одежды, лечение, ремонт, посещение фитнес-клуба, образование.
По результатам опроса посетителей портала Bank. ru из тех, кто брал экзотические целевые кредиты, четверть оформляли кредит на свадьбу, 16% – на путешествие, 16% – на покупку одежды. 3% оформляли кредит на пластическую операцию. По оценкам банков, на долю необычных целевых кредитов в России приходится всего около 5% общего объема займов. Основной доход банкам приносят нецелевые потребительские кредиты.
От целевых кредитов больше всего выигрывают компании, оказывающие соответствующие услуги: турфирмы, медицинские учреждения, фитнес-клубы. Возможность получить их услуги в кредит привлекает больше клиентов. Потребители довольны тем, что заем можно оформить в месте приобретения товара или услуги.
Мнения банкиров по поводу целесообразности необычных целевых кредитов сильно разнятся. Одни считают, что оформление займов подобного рода существенно упрощает заемщику жизнь, и готовы вводить новые продукты. Другие видят в экзотике лишь дополнительный инструмент привлечения внимания к банку.
По словам директора департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Вячеслава Лясевича, при выборе вида кредита стоит учитывать ряд моментов. Если нужны деньги на конкретную цель и условия соответствующего целевого кредита выгоднее, чем обычных кредитов, то, безусловно, лучше оформить целевой заем. Однако если целей несколько, то нецелевой кредит будет удобнее, даже если его условия менее выгодны.
Что касается условий кредитования, то ставки по целевым кредитам несущественно отличаются от ставки по обычным потребительским займам. Сейчас средняя стоимость потребкредита составляет около 19% годовых, тогда как спецкредит обойдется в 20%.
В целом на дальнейшее развитие целевых кредитов банкиры смотрят скептически. Зампред правления Росэнергобанка Марк Шрайбер считает, что они будут вытеснены потребительским кредитом в том виде, в котором он сейчас существует за границей,— на любые цели. По мнению заместителя начальника отдела развития розничных продуктов московского филиала Смоленского Банка Екатерины Алексеенко, целевые кредиты в будущем вытеснит карточное кредитование.
Но пока потенциальные клиенты ждут от банкиров новых кредитных предложений. Посетители портала Банк. ru на вопрос о том, какой целевой заем они хотели бы увидеть на рынке, ответили следующее: 39% взяли бы кредит на рождение ребенка, 28% обратились бы в банк за кредитом до зарплаты, 11% – за кредитом на покупку ценных бумаг.
Источник: Банк.ру