Такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Средняя сумма, которой располагают россияне для приобретения автомобиля, в этом году уменьшилась по отношению к прошлогоднему показателю и составила 12,9 тыс. долларов. «Нынешний показатель близок к отметке 2009 года, когда на приобретение машины респонденты в среднем готовы были потратить 12,7 тыс. долларов», – отмечают авторы опроса.
Больше других желают приобрести авто респонденты в возрасте от 18 до 24 лет (31%) и от 25 до 34 лет (30%). Свою покупательскую способность они оценивают в 12,5−12,6 тыс. долларов. Меньше думают о покупке автомобиля россияне в возрасте до 44 лет – 23%. Эта категория респондентов готова раскошелиться на сумму в 13,8 тыс. долларов. Люди в возрасте 45−59 лет планируют покупку автомобиля лишь в 13% случаев и намерены потратить 13,2 тыс. долларов. Среди респондентов старше 60 лет желающих приобрести авто всего 4%, они рассчитывают отдать за новое имущество не более 11,2 тыс. долларов.
Меньше всего хотят новую машину в малых городах – 16%. Этот показатель меньше цифр, которые продемонстрировали российские села. Так, 20% селян хотят обзавестись автомобилем на сумму в 9,9 тыс. долларов. Жителей городов-миллионников, решившихся на покупку, меньше, чем сельских автолюбителей, на 4%. Однако они готовы заплатить за машину 16,3 тыс. долларов. Примечательно, что в Москве и Санкт-Петербурге сумма покупки достигает уже 20,4 тыс. долларов.
Повысившийся спрос на автомобили, особенно в селах, нельзя объяснять ростом доходов населения, считает директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. Он напомнил, что в 2011 году реальный рост доходов составил мизерные 0,8%. «О росте доходов не может идти и речи, ведь сумма планируемой покупки автомобиля в этом году уменьшилась, – подчеркивает в беседе с „НИ“ г-н Бобков, – Скорее всего, чтобы купить машину, люди просто готовы экономить на других расходных статьях. Потому что автомобиль давно уже жизненная потребность, а не атрибут роскоши. В селах, кстати, появилась категория так называемых „отходников“, не имеющих постоянного и официального рабочего места. Для них автомобиль – средство существования».
По оценкам аналитиков PwC, в этом году прогнозируется существенное снижение объема продаж новых автомобилей. Он составит не более 2,6 млн. штук. Эксперты аудиторской компании подсчитали, что в 2011 году российский автомобильный рынок достиг своего исторического максимума, когда легковых машин было продано на 40% больше, чем в 2010 году. По мнению исполнительного директора «АВТОСТАТа» Сергея Удалова, авторынок России зависит от экономических событий в Европе. Он напомнил, что в прошлом году доля автомобилей, проданных в кредит, составила 40%. По его прогнозам, если объем автокредитов в этом году уменьшится, рынку не избежать падения. При позитивном сценарии отечественный авторынок может прирасти на 5%.
Источник: Новые Известия