Сегодня более 50% предпринимателей, работающих на рынке розничной торговли, не хотят обращаться в банки из-за большого количества документов, требующихся для оформления кредита, а 22% бизнесменов не могут предоставить достойного залога. Не устраивают малых предпринимателей и сроки рассмотрения заявок – более 17% говорят о том, что все процедуры в банках затянуты.
С начала 2000-х годов на рынке существует альтернатива банковскому кредитованию – микрофинансовые займы на различные нужды. Микрофинансовые займы выдаются по упрощенной схеме, что ценят 26% предпринимателей, и достаточно быстро (41% заемщиков положительно отозвались о таком подходе), да и процент отказов в МФО гораздо ниже, нежели в банковских структурах. Кроме того, микрофинансовые организации лояльнее относятся к кредитной истории своих заемщиков.
За 2011 год объем займов, выданных МФО, вырос на 34%, тем самым сектор микрофинансирования обогнал рынок банковских кредитов. Но и здесь не все гладко, ведь существуют разные организации, предлагающие заем на различных условиях. Поэтому прежде, чем взять микрокредит, следует тщательно изучить компанию и условия предоставления займа.
Правило 1: имя компании говорит о многом. Не следует доверять наружной рекламе и обращаться в организации, расклеивающие листовки на столбах. Лучше выбрать компанию, которая входит в государственный реестр МФО, имеет свидетельство Минфина России. Еще лучше, если у компании есть свидетельства рейтинговых агентств с оценками, аудиторские отчеты – это дополнительная страховка от мошенничества.
Правило 2: правильно оформленные документы. Не стоит думать, что при получении займа в микрофинансовой организации не будут проверять вашу добропорядочность. В МФО отклоняются порядка 30% заявок на микрокредит. Причиной отказа может послужить как длительная текущая просрочка по кредиту, данные о которой содержаться в БКИ, так и отсутствие основных необходимых документов.
В то же время пакет документов, который необходимо предоставить предпринимателя для получения займа в МФО, достаточно прост по сравнению с отчетностью, которую требуют в банках. Как правило, это паспорт, свидетельство ЕГРН и ИНН. Процедура рассмотрения заявки обычно составляет 3 дня с момента предоставления документов.
Правило 3: внимательность во всех вопросах. Внимательно ознакомьтесь с условиями договора займа. На данный момент ведущие операторы микрофинансового рынка предлагают множество продуктов, каждый из которых направлен на то, чтобы удовлетворить потребности определенной части заемщиков. Существуют как залоговые, так и беззалоговые займы, которые отличаются как величиной процентной ставки, так и сроком погашения микрокредита.
В настоящее время МФО обязаны в договоре раскрывать годовую процентную ставку и не могут в одностороннем порядке изменять размер процентных ставок, указанных в договоре займа. Также клиент всегда имеете право досрочно вернуть заем микрофинансовой организации, и при этом МФО не вправе взимать штраф с физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Правило 4: разумные каналы получения и погашения займа. После получения займа клиенту необходимо понять, как получить эти деньги полностью, без уплаты лишних процентов, так как собственных касс МФО, как правило, не имеют. Погашение займа также происходит в отделениях банков-партнеров или через электронные терминалы. Поэтому для минимизации затрат необходимо найти сеть банков или терминалов, в которой комиссия за обслуживание будет незначительной. Крупные МФО предоставляют клиенту всю детальную информацию о возможных каналах получения и погашения займа, с указанием стоимости.
При этом оплату следует осуществлять за 3−5 дней до назначенного времени во избежание просрочки. Именно столько времени требуется, чтобы средства поступили на счета МФО через банки. Также важно, в случае подверженности доходов сезонным колебаниям, составить график погашения займов соответственно получаемым доходам. У некоторых микрофинансовых организаций такая услуга присутствует.
Правило 5: адекватный диалог. Форс-мажорные обстоятельства бывают разные – пожар, потоп или просто закрытие рынка, на котором стояла торговая палатка. Конечно, просрочек платежей лучше избегать, однако если это все же случилось – не надо «жить со своей бедой в одиночку». Такое поведение только излишне нервирует сотрудников кредитных организаций.
Если заемщик уклоняется от выплаты, микрофинансовая организация вправе подать на него в суд. Как правило, 99% случаев решение выносится в пользу истца. Наиболее верное решение в данной ситуации – идти на открытый диалог с заимодателем. Если просрочка произошла по объективным обстоятельствам, то человек вправе просить о реструктуризации задолженности и изменении графика платежей.
Источник: РБК.Личные Финансы
Комментарии (2)
Наверное каждому хорошему «продажнику» просто необходимо выработать некий кодекс правил работы с клиентом.
ПожаловатьсяХотелось бы также понимать максимальную сумму займа и кредитный процент. Для заемщика при принятии решения это очень важно!
Пожаловаться