Потенциальных заемщиков, которые еще не получали кредит, становится все меньше, а их отношение к первичным заимствованиям в банках по мере увеличения финансовой грамотности – настороженнее.
Неохотное обращение новых клиентов за кредитами участники рынка связывают с усилившимся в кризис 2008 года и после него негативным отношением к банкам. Это связано с нежеланием банков идти заемщикам навстречу при возникновении кризисных проблем и ростом активности контролирующих ведомств (в частности, Роспотребнадзора), которая негативно влияет на имидж банков.
Граждане, уже имевшие кредиты до кризиса, относятся к взаимодействию с банками несколько иначе. «После выплаты первого, как правило, небольшого кредита у человека возникает понимание дисциплины платежей и пропадает страх получить новый и больший кредит»,— поясняет зампред правления банка «Российский капитал» Эльмира Тихонычева. Не стоит забывать и об отдельной категории граждан, берущих повторные кредиты вынужденно – для погашения предыдущих, число таких вынужденно закредитованных заемщиков также увеличилось в кризис.
Впрочем, риск снижения качества обслуживания кредитов из-за закредитованности заемщиков, похоже, банки пугает меньше, чем полное отсутствие у потенциального клиента кредитной истории. «Конечно, банк может насторожить тот факт, что предыдущие кредиты погашались за счет последующих, но все же банки охотнее кредитуют клиентов с историей и, в частности, своих старых клиентов»,— отмечает зампред правления Абсолют Банка Иван Анисимов. По его словам, риски закредитованности снижает соблюдение простого правила: ежемесячный платеж не должен составлять больше одной трети дохода клиента. Однако он признает, что по мере роста охвата населения кредитными банковскими услугами это соотношение пересматривается в сторону увеличения и кредитная политика банков становится более рискованной.
Этот тренд, похоже, будет достаточно устойчивым. «Наращивать портфели надо, а увеличения емкости рынка мы не увидим, пока не появится новое поколение заемщиков»,— заключает господин Анисимов. В такой ситуации экспертам кажутся вполне обоснованными опасения представителей ЦБ относительно высоких темпов роста розничного кредитования: в 2012 году – более 40% в годовом исчислении.
Источник: Коммерсант