А в аэропортах, например, бывает, поднимаются до 20−25 процентов. Несколько раз в сутки тариф может меняться: и падать, и взлетать. Здесь все – на усмотрение владельцев терминалов. Законодательно их ограничили только максимальной суммой в 15 тысяч рублей, которую имеют право принимать аппараты.
Вот такая «инфляционная бомба» получается. Повысят терминалы комиссионные расценки – и сразу для граждан дорожают платежи по коммунальным услугам, за сотовую связь, Интернет. Особенно накладны терминалы для людей с небольшими доходами. Заплатил 100 рублей за мобильную связь, Глобальную сеть – с них «снимут» в пользу терминальщика 8 рублей. Но это в среднем, бывает, и меньше, и больше. На услуги ЖКХ «такса», конечно, ниже, может составлять и 0,4 процента. А если через терминал захотите погасить кредит или банковский счет, то в среднем придется заплатить 2 процента.
Уплата комиссий посредникам, в том числе владельцам терминалов, противоречит сути Закона «О защите прав потребителей», сказала заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Светлана Мухина. Он подразумевает прямые отношения между гражданами и организациями (предпринимателями), предоставляющими услуги. Кроме того, данные как о владельцах терминалов, так и о поставщиках услуг, порой, крайне скудные. Или вообще не указываются. К кому обращаться в случае недоразумений обманутым потребителям?
В Роспотребнадзоре вообще считают, что посредничество за принятие от населения денег не только несправедливо, ведь посредник уже получил вознаграждение от основного поставщика, которому он на самом деле оказывает эту услугу, но и значительно повышает финансовые риски потребителей, поясняет Мухина. И речь идет не только об автоматах моментальных платежей. Сегодня, говорит она, «участие посредников достигло критической точки при оказании жилищно-коммунальных услуг, авиаперевозок, туристического обслуживания».
Роспотребнадзор уже несколько лет предлагает урегулировать проблему посредников и, соответственно, комиссионных вознаграждений и имущественных рисков кардинальным образом – установить невозможность взимания посредником вознаграждения с потребителя в свою пользу. При этом вся финансовая нагрузка при оплате услуг посредников должна ложиться на поставщиков и конечных получателей платежей – операторов сотовой связи и Интернета, коммунальные службы, транспортные компании, туроператоров и т. д.
Глава Союза потребителей России Петр Шелищ с такой постановкой вопроса согласен. Он тоже признался, что средняя ставка комиссии в 8 процентов, почти втрое выше, чем в 2006 году, Союз потребителей не устраивает. Однако его волнует ситуация на рынке моментальных платежей после отмены комиссий для граждан.
Сейчас в стране действует более 270 тысяч терминалов. И многие их владельцы свернут свой бизнес, предупреждает и глава комитета Национальной Ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. Он прогнозирует, что, в первую очередь, могут исчезнуть терминалы, расположенные в шаговой доступности, в малых населенных пунктах, имеющие невысокую пропускную способность и малые объемы платежей.
Возможен ли компромисс? По мнению Бориса Кима, можно установить некие предельные размеры комиссии. Например, 5 процентов, не выше. И поднять «премиальные» со стороны операторов сотовой связи, правда, обязать их сделать это, никто не может. Здесь стороны должны будут находить компромиссное решение.
Источник: Банки.ру