или

Пенсии подстрахуют дважды

Автор: Workle Post 07.10.2013 19:49

«Ведомости» ознакомились с пакетом правительственных законопроектов о гарантировании пенсионных накоплений.


Гарантия будет двойной: резерв в каждом фонде и Фонд гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН) Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Могут понадобиться и средства бюджета, указано в законе, но без подробностей. Однако расчёты показали, что и средства ФГПН будут нужны лишь в случае затяжного кризиса. Хотя прогнозирование затруднено постоянно меняющимися правилами в отношении накопительной части, говорится в документе.

 

 

Закон гарантирует номинал накоплений – сумму уплаченных в НПФ или ПФР накопительных взносов. Их недостаток восполняется, когда человек переводит накопления из одного фонда в другой, когда ему назначают пенсию или когда НПФ – банкрот либо остался без лицензии.

 

При нехватке сначала используется резерв самого фонда, потом – его имущество, и лишь в третью очередь – средства ФГПН.

 

Закон устанавливает предельные ставки гарантийных взносов: для НПФ – 0,025% от суммы переданных ему накоплений, для ПФР – 0,0125%. Источником средств для взносов будет инвестиционный доход, а при его отсутствии – средства накоплений; у ПФР – ещё и пени, недоимка, штрафы, доход от временного размещения средств до передачи их в НПФ, не разнесённые по индивидуальным счетам средства. Для формирования собственного резерва фондам рекомендовано направлять до 0,5% от накоплений (ПФР – до 0,25%).

 

Двухуровневая система получается дорогой, в том числе за счёт гарантирования номинала накоплений при переходе человека из одного фонда в другой, а необходимость отчислений инвестдохода в резерв и ФГПН будет уменьшать итоговую сумму накоплений. Но такова плата за надёжность, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

 

Для вхождения в систему гарантирования НПФ должен иметь лицензию и пройти процедуру проверки в ЦБ, которая заключается в оценке имущества и активов фонда, систем управления рисками, прозрачности структуры собственности, качества инвестиционной деятельности, достоверности отчётности. С момента вступления закона в силу у действующих сейчас (т. е. имеющих лицензию) НПФ есть полгода, чтобы подать заявление на такую проверку. Регулятору на неё отводится до шести месяцев. Если закон начнёт действовать с января 2014 года, первые вступившие в систему гарантирования фонды могут появиться в июле (если только ЦБ не ускорит проверку). В случае отрицательного заключения у НПФ есть 1,5 года с начала действия закона, чтобы подать повторную заявку; таким образом, на вход в систему гарантирования фондам отводится два года. Отрицательное заключение на повторную заявку НПФ может обжаловать у председателя ЦБ – порядок этой процедуры регулятор опубликует в январе.

 

Если НПФ не прошёл проверку или не заявил в отведённый срок о намерении ее пройти, он не сможет заключать новые договоры по обязательному пенсионному страхованию. Имеющиеся средства накоплений ЦБ спишет и переведёт в ПФР – за исключением сумм, необходимых на выплаты тем, кому уже назначена накопительная пенсия, или их правопреемникам.

 

За убытки фондов станут отвечать контролирующие НПФ лица – ими могут быть все, кто может прямо либо косвенно влиять на управляющего фондом. За фальсификацию, сокрытие информации или уничтожение отчётности – должностные лица: в Уголовный кодекс вводится статья 172.1, которая предусматривает до четырёх лет лишения свободы и штраф в размере дохода за 1,5 года. Чтобы отслеживать сделки фондов, их обяжут хранить базу с ежедневными операциями в течение пяти лет, закрывая каждый операционный день направлением материалов регулятору. Так ЦБ собирается бороться с операциями, совершёнными задним числом, замечает сотрудник одного НПФ: фонды приравняли к банкам. АСВ и ПФР наделены правом инициировать проверку НПФ.

 

Проект утверждён Правительством, но у некоторых ведомств остались к нему замечания. ЦБ предлагает исключить восполнение номинала из АСВ при переводе накоплений из фонда в фонд; Минтруда отмечает, что уплата гарантийных взносов за счёт накоплений может привести к сокращению пенсий; Минюст считает, что контроль АСВ за деятельностью НПФ получился завышенным.

 

Правительство решило оставшиеся разногласия устранять при прохождении закона через Госдуму. Из-за внезапно инициированного социальным блоком Правительства скандала с накопительными взносами сейчас весь финансово-экономический блок стремится максимально ускорить запуск рынка пенсионных накоплений, говорит близкий к Правительству человек: «Решение по взносам бьёт и по другим сегментам финансового рынка, да и просто подрывает весь фундамент, на котором экономический блок основывал свою политику». Президенту Владимиру Путину уже пришлось отвечать на неприятные вопросы о конфискации пенсионных накоплений.

 

Законопроект не до конца проработан, вздыхает руководитель одного из НПФ: ставка взносов одинакова и для консервативных, и для рискованных стратегий; и получается, что система гарантирования никак не связана с рисками. Участие АСВ предусмотрено только тогда, когда фонд обанкротится, но это обратная сторона свободы, которую получают фонды, – вкладываться в долгосрочные проекты, разносить убытки по счетам, говорит председатель совета НПФ «Европейский» Евгений Якушев. Такое устройство системы гарантирования будет побуждать фонды уходить в консервативные инструменты, полагает он. Это может сказаться на уровне будущих пенсий.

 

Источник: Ведомости