или

Реклама привлекает «молчунов»

Автор: Workle Post 18.06.2013 15:32

Переводя накопительную часть пенсионных накоплений из государственного ВЭБа в частные управляющие компании, граждане обращают мало внимания на доходность. Профессор Российской экономической школы Алексей Горяев считает главными критериями выбора рекламу и доступность точек продаж.


С августа по декабрь 2012 года интенсивно обсуждалась дальнейшая судьба пенсионной системы и проведённой десять лет назад реформы. Наиболее радикальные её оппоненты хотели вообще отменить накопительную часть государственной пенсии и вернуться к солидарной системе, которая якобы содержит меньше рисков. А сторонники, напротив, указывали на стратегическое значение накопительной части как для будущих пенсионеров, так и для фондового рынка страны.

 

 

В итоге власти приняли половинчатое решение. Накопительная часть пенсионных отчислений будет уменьшена с 6% до 2% для «молчунов» – тех, кто по умолчанию доверяет управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании, ВЭБу. При этом 4% не пропадают, а переходят в распределительную часть Пенсионного фонда. Тем же, кто перешёл в НПФ или частную УК, оставили накопительную часть в прежнем размере – 6%.

 

При этом до конца 2013 года (хотя по поводу этих сроков в Правительстве РФ имеются разногласия) у «молчунов» остаётся право перевести пенсионные накопления из ВЭБа и тем самым отстоять свои 6%. По сути государство поставило своеобразный эксперимент: сомневающихся в перспективах накопительной системы подталкивают к принятию того или иного решения. Первые итоги эксперимента можно подвести уже сейчас.

 

До 2012 года количество переставших молчать людей медленно, но стабильно росло из года в год. В 2012-м почти пять миллионов россиян перевели пенсионные накопления из ВЭБа. Большинство из них (4,8 миллиона) выбрали один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), некоторые – частные управляющие компании (УК). Их средства —113 миллиардов рублей – переведены из ВЭБа в выбранные организации в первом квартале 2013 года. Таким образом, впервые за всю историю пенсионной реформы был зафиксирован чистый отток средств из государственной управляющей компании (приток средств из ПФР в ВЭБ оказался меньше – 71 миллиард).

 

В целом уже более 20 миллионов граждан предпочитают инвестировать пенсионные накопления через НПФ, ещё 549 тысяч – через частные УК. С ВЭБом остаются 56,5 миллиона. Определяющий фактор выбора УК в данном случае – маркетинг. Неслучайно первые места по привлечению средств «молчунов» занимают УК, аффилированные с крупнейшими банками страны. Реклама работает на привлечение инвесторов. По сути массовый инвестор ведёт себя почти так же, как покупатель в магазине: ориентируется на большой и известный бренд, готов заплатить больше, а связываться с более дешёвым, но, возможно, и более качественным товаром не готов.

 

Впрочем, эффективная реклама основывается на хороших результатах и рейтингах. 17 инвестиционных стратегий УК, получивших последний рейтинг РЭШ на уровне А или В, привлекли свыше 57% средств «молчунов». Так что есть надежда, что «молчуны» не зря заговорили. Возможно, поведение российских потребителей финансовых услуг становится более рациональным.

 

Источник: Национальный НПФ