А мы продолжаем вести диалог с ключевыми лицами нашей компании.
О том, что нужно знать о кредитах, почему ипотеку нужно оформлять прямо сейчас, о прелестях функции «кэшбэк» и секретах общения с клиентами рассказал в интервью руководитель отдела «Банковское дело» Илья Оверченко.
К: Привет, Илья! Расскажи, пожалуйста, как ты начал заниматься банковским делом?
И: Не поверишь – случайно. Это было больше трех лет назад. Я проходил стажировку в компании, которая занималась выпуском альбомов, дневников и другой полиграфии для школ, отработал неделю и понял, что это не мое. Поэтому я сказал руководителю, что мне предложили работу в другой сфере, и он спросил, в какой.
Я уже примерно представлял, что мне нужно, поэтому ответил, что это связано с банками, хотя на тот момент мне еще не поступило ни одного предложения. И по сути я не соврал: уже по дороге домой после разговора с начальством получил письмо от своей будущей коллеги из Workle с предложением трудоустройства по направлению «Банковское дело». Вот так я практически предсказал себе новую работу.
К: Какова история отдела сайта Workle «Банковское дело» – все стало получаться с самого начала или пользователям требовалось время привыкнуть к мысли, что можно выгодно заказывать финансовые услуги онлайн?
И: «Банковское дело» одно из первых направлений на Workle, так что история богатая. После 2014 года в России многое изменилось, так что ситуация с банковским обслуживанием поменялась тоже. До переломного момента проблем с кредитами не было, каждый мог пойти и взять столько, сколько ему нужно. Но после 2014 года банки начали ужесточать условия.
Я пришел на Workle в тот момент, когда спрос на банковское обслуживание был еще докризисный, но количество отказов выросло значительно: к концу 2014 года кредит выдавали в среднем только каждому десятому. Даже клиенту с хорошей кредитной историей легко могли отказать. Естественно, это повлияло и на работу нашей компании. Раньше было много бумажной волокиты, клиенту все равно нужно было идти в банк и оформлять документы. Мы постарались облегчить жизнь пользователей до предела, чтобы они могли просто оставить заявку на клиента и ничего больше не делать, снять головную боль от сбора паспортов и прочего.
Сейчас в онлайн ушло практически все, даже кредитки в большинстве регионов можно получить доставкой. Или получить микрозайм на карту, просто кликнув мышкой. Прогресс не стоит на месте, мы это подхватываем и используем в нашей работе.
К: Многие относятся к кредитным картам с недоверием, высказывая мнение, что одалживать средства у банка – от лукавого. Как ты считаешь, с чем это связано?
И: Думаю, тут проблема в том, что люди зачастую берут кредит тогда, когда он им в принципе не нужен. Они попросту не могут корректно распределить средства, которые у них есть уже сейчас – правильно их рассчитать, возможно, от чего-то отказаться и сэкономить. Распространено заблуждение, что в такой ситуации легче взять кредитную карту, воспользоваться ею и погасить долг позже.
Думаю, мнение об опасности кредитов бытует по причине финансовой неграмотности большого количества людей. Если банк видит, что клиент вовремя выплачивает задолженность по карте, он увеличивает лимит. Тогда клиент начинает думать: «Ура, теперь я могу позволить себе больше!» – хотя это не совсем так, ведь долг придется выплачивать так или иначе. В итоге задолженность может войти вровень с зарплатой должника, а то и вовсе превысить ее.
Некоторые люди берут новые кредиты, чтобы закрыть предыдущие, что, разумеется, не выход. Последствием такого поведения часто является полное разорение и это несправедливым образом бросает тень на то, как общественное сознание воспринимает данную тему. Здесь главное внимательно изучать вопрос заранее, в крайнем случае учиться на уже совершенных ошибках.
К: Существуют ли типы личности, которым противопоказано брать кредиты и почему?
И: Конечно, есть. В первую очередь, как я говорил, это финансово неграмотные люди. Повторюсь: нужно четко понимать, нужен ли вам кредит в принципе. А еще это люди необязательные. Которые, например, могут согласиться на что-то, а потом резко взять и передумать. Обладателям такого ветреного характера тоже лучше не ввязываться в финансовые истории, потому что если ты пользуешься подобными услугами, нужна дисциплина. Не нужно «пробовать» кредит в своей жизни, если в нем нет реальной потребности – это не вредная привычка, которую можно бросить когда угодно.
К: Есть ли какие-то финансовые продукты Workle, которые актуальны лично для тебя или которые ты можешь назвать любимыми?
И: Самый актуальный продукт для меня сейчас – это ипотека. Я не могу похвастаться тем, что я долларовый миллиардер, имеющий в собственности семь здоровых небоскребов где-нибудь в Майями. Тем не менее, своего жилья очень хочется, как и всякому человеку, вступающему в сознательный период жизни – с семьей, детьми и прочим. А современные реалии, к сожалению, таковы, что приобрести жилье обычному человеку сегодня сложно, так что я четко осознаю для себя необходимость использования этого продукта.
К тому же, в ближайшее время ожидается рост цен на недвижимость в связи с новыми законами для застройщиков. Это повлияет и на рынок вторичного жилья. Также банки сейчас повышают ставки по ипотеке, так как ЦБ поднимает ключевую ставку. Понятно, что рост ставки это явление временное, но в России часто нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому если вы ждете знака, чтобы наконец оформить ипотеку – вот он.
К: Что самое сложное в том, чтобы быть финансовым консультантом?
И: Во-первых, стать экспертом в продуктах, которые продвигаешь. Во-вторых, корректно общаться с людьми. Например, клиент приходит к вам и говорит, что ему нужен миллион рублей. И это вся информация, которую вы получаете. Так дело не пойдет. Чтобы понять, может ли он рассчитывать на такую сумму, вам нужно задать ему целый ряд соответствующих вопросов. Были ли у него кредиты раньше, проверить его кредитную историю и сделать заключение, сможет ли он рассчитывать на выбранную сумму.
Бывает, что при финансовой проверке всплывают даже какие-то забытые вещи. А ведь банки принимают решение с учетом того, погасил ли клиент все свои задолженности! Пожалуй, объяснить клиенту эти вещи – самое сложное для финансового консультанта.
К: А что самое интересное и вдохновляющее в этой работе?
И: Когда я только приходил в этот бизнес, мне была очень интересна невербальная психология, иначе говоря – язык тела. По тому, как человек сидит, можно понять, о чем он думает и поменять его мышление на 360 градусов. Я хотел, чтобы в ситуации, когда клиент кроет десятиэтажным матом прямо с порога, через десять минут он уже пожимал мне руку и сердечно благодарил. Отчасти мне это удалось. Поэтому я считаю, что если человек любит общаться, то он однозначно будет ловить кайф от этой профессии.
К: Насколько удобна функция «кэшбэка» и заслуживает ли она того, чтобы постоянно менять банковские карты, охотясь за наиболее выгодными условиями?
И: Вообще, «кэшбэк» – классная штука. И если кого-то не смущает присутствие двадцати карт в своем кошельке, почему нет? К тому же, есть целый ряд карт, которые начинают действовать только после активации, а без нее просто спокойно лежат в кошельке и ждут своего часа, не требуя оплаты. Особенно приятен «кэшбэк» в ресторанах или кафе.
Если, к примеру, на мой любимый бургер, который я ем каждый день, идет десятипроцентный «кэшбэк», это позволяет здорово сэкономить. Но и тут я не перестаю призывать клиентов к предельной внимательности и чтению условий обслуживания таких карт – потому что есть бесплатные карты, а есть такие, которые требуют регулярной оплаты.
К: Банковское дело по сути своей достаточно серьезное бизнес-направление, а в офисе царят свободный дух и неформальная атмосфера. Как это сочетается?
И: Прекрасно сочетается! Всю жизнь, пока я работал, я был против строгих правил в корпоративной жизни. Например, начало трудового дня ровно в девять утра, хоть убейся, также, как и железное пребывание в офисе до шести – с моей точки зрения непродуктивно. Дело в том, что никто не может непрерывно работать девять часов подряд, это статистически подтвержденный факт. 60 процентов времени человек проводит в своеобразном расфокусе своего внимания и только 40 – в работе как таковой.
То же самое касается дресс-кода белый верх/черный низ, он имеет смысл только тогда, когда ты регулярно консультируешь клиентов лично: если ты стараешься позиционировать себя как профессионала, драная майка тебе не помощник. Так как мы в компании Workle не работаем с клиентами напрямую, для нас это отпадает, поэтому мы выглядим так, как нам нравится. Мне кажется, это имеет особый смысл. Когда человек расслаблен и раскован, он максимально открыт к новым нестандартным решениям и креативу.
К тому же, у нас не возбраняется отвлекаться, и это неспроста. Ведь морально отдохнувший сотрудник, вернувшийся к задаче с новыми силами, по итогу выполняет задачу быстрее и качественнее, чем он сделал бы это без перерыва.
К: Что бы ты пожелал новичкам сайта Workle, которые решат развиваться в твоей профессии?
И: В первую очередь успехов, конечно. А еще удачи. Можно быть специалистом в своем деле, знать все о продукте, но если удача не будет сопутствовать, придется сложно. Другое дело, что, как говорится, «везет тем, кто везет». Если неподвижно сидишь в своем офисе, ожидая, что вот-вот в дверь постучится клиент и возьмет кредит на пять миллионов, толка не будет. Нужно трудиться, а еще любить то, что ты делаешь. Нужно знать свое дело. Поэтому еще, пожалуй, пожелаю новичкам любознательности. И, конечно, терпения.
Комментарии (8)
ищу людей с которыми можно сотрудников
ПожаловатьсяСергей, добрый день! Уточните, пожалуйста, ваш вопрос. Но если он не касается публикации, размещенной выше, лучше переадресовать его в службу поддержки (https://www.workle.ru/support/requests/new/)! Спасибо!
ПожаловатьсяЧерный верх/ белый низ – это что -то новенькое)))
ПожаловатьсяСветлана, добрый вечер! Илья наверняка имел в виду белый верх/черный низ) Сейчас поправим. Спасибо за внимательность!
ПожаловатьсяКлементина, прекрасное интервью!
ПожаловатьсяБыло бы неплохо, перед интервью и пользователям Воркл, задать свои вопросы- это также оживит рубрику -как думаете?
Евгений, большое спасибо за ваше внимание! :)
ПожаловатьсяИнтервью с пользователями – отличная идея, над этим мы тоже работаем, но они будут выходить отдельно, в рубрике «Доска почета». Вот то, что недавно появлялось в формате видео:
https://www.workle.ru/publications/about/32478.html
Но в тестовом формате интервью с пользователями тоже обязательно будут!
Имел ввиду, что пользователи тоже хотят задать свои вопросы руководителям направлений именно в этой рубрике)
ПожаловатьсяНапример я работаю с 2012 года в банковском деле, и у меня масса интересных вопросов ))
Евгений, спасибо за идею! Она очень интересна и мы крайне серьезно над ней подумаем.
Пожаловаться