или

Туроператоры ужесточают правила аннуляций: почему и насколько это законно?

Автор: Вояж Светлана 20.04.2015 12:12

В ответ на участившиеся случаи аннуляции и перебронирования туров по более низким ценам туроператоры начали закручивать гайки. За последнюю неделю уже три компании заявили об увеличении штрафов для отказников: Pegas Touristik, Coral Travel и Sunmar Tour. 

 

Как изменились условия?

Первым на такой шаг пошел Pegas Touristik: туры, проданные 14 апреля и позднее, будут аннулироваться уже но новым, более суровым правилам. И если раньше расчет неустойки разнился в зависимости от направления, то теперь условия едины для всех стран.

Политика оператора вызвала у агентов возмущение: мало того, что Pegas Touristik увеличил штрафы, так он еще и полностью исключил возможность бесплатной аннуляции. Компания закрепила за собой право удерживать 10% от цены, даже если от тура отказались ранее, чем за месяц до поездки, в то время как раньше при заблаговременном отказе от тура можно было вернуть его полную стоимость.

Еще одно изменение, которое не прошло незаметно для агентов: теперь за отказ от заявки с последующим бронированием аналогичного тура на тех же туристов придется заплатить штраф – 25−50% от стоимости пакета.

Сравнить старые и новые условия аннуляции у Pegas Touristik /развернуть/
Правила расчета фактически понесенных расходов до 13.04.2015 г. Правила расчета фактически понесенных расходов с 14.04.2015 г.
За 14−9 дней до начала оказания туруслуг – 25%;
За 8−4 дней – 50%;
За 3−2 дня – 80%;
За 1 день – 100%*.

Условия действительны для Турции, Египта, Греции, Туниса.
Не менее чем за 30 дней до начала оказания туруслуг – 10%;
От 29 до 11 дней – 25%;
От 10 до 7 дней – 50%;
От 6 до 3 дней – 75%;
От 2 до 0 дней – 100%.

Условия действительны для всех направлений*

*Размеры расходов являются ориентировочными и окончательно определяются в каждом конкретном случае

В минувшую пятницу, буквально через несколько дней после Pegas Touristik, еще два туроператора обновили систему расчета фактически понесенных расходов — Coral Travel иSunmar Tour. Правда, они изменили условия только по Турции: двукратно увеличили неустойку при аннуляции за неделю до вылета и ранее и, как Pegas Touristik, ввели «несгораемый» минимальный штраф – 10% от стоимости тура. Напомним, раньше эта обязательная выплата составляла 30 у. е. при аннуляции за 16 дней и ранее.

Сравнить старые и новые условия аннуляции у Coral Travel и Sunmar Tour /развернуть/
Старые правила расчета фактически понесенных расходов Новые правила расчета фактически понесенных расходов 
От 16 до 365 дней до даты поездки – 30 у. е
От 8 до 15 дней – 8 %
От 5 до 7 дней – 25 %
От 2 до 4 дней – 50 %
За 1 день до вылета – 80 %
30 дней и более – 10% от стоимости тура
От 29 до 15 дней – 20 %;
От 14 до 8 дней – 30%;
От 7 до 5 дней – 50%;
От 4 до 1 дня – 60%;
В день вылета – 90%
После даты вылета – 100%*

*Данные условия не действительны, если заявка забронирована за месяц и более до тура, и отказались от нее в течение 3 дней. Или же если тур куплен за 8−29 дней до вылета, и аннуляция наступила в течение суток.

Во всем виноваты отельеры?

Эксперты не исключают, что вскоре примеру этих компаний последуют и другие операторы. Из-за укрепления рубля многие турпакеты значительно подешевели, и, по словам турагентов, разница с прайсами двухмесячной давности доходит до 30−40 тысяч рублей и более. Неудивительно, что туристы, купившие путевки заблаговременно, теперь хотят перебронироваться. В офисах туроператоров нам подтвердили: в последнее время количество аннуляций действительно возросло.

Операторы, разумеется, заинтересованы в том, чтобы этого не происходило. Правда, инициатива по ужесточению санкций исходит не только от них: в ситуацию вмешались отельеры.

Анна Подгорная, гендиректор Pegas Touristik:

«Отельеры прекрасно видят, когда один и тот же турист сначала отказывается от размещения, а следом вновь бронирует тот же номер на те же даты. Чтобы такого не происходило, они стали выставлять нам, туроператорам, штрафы. В итоге размер наших фактически понесенных расходов увеличился, и это мы отразили с новой системе расчета».


Отельеров можно понять: с приближением жаркого сезона некоторые из них пошли на скидки, чтобы оживить продажи, и теперь они теряют деньги, аннулируя дорогие брони и заменяя их подешевевшими. 
 

Вопрос законности…

Насколько правомерно требовать неустойку, если до даты тура больше месяца? По словам юристов, это в рамках легитимности, если штрафы обусловлены финансовыми обязательствами туроператоров перед их партнерами. 

Однако остается другой вопрос: имеют ли право операторы выставлять санкции в процентах от стоимости тура? По словам юристов, даже сами суды до конца не определились по этому поводу.

Александр Байбородинруководитель юридической компании А. Байбородина:

«С одной стороны операторы могут штрафовать агентов, так как стороны согласовали это условие в договоре. С другой стороны, так как агент – лишь посредник между оператором и туристом, то он не должен нести ответственность за действия клиента, а значит, условие о неустойке не применяется.
В связи с этим судебная практика противоречива, но согласно последнему решению Верховного суда в марте этого года, санкции применять все-таки нельзя, а значит, вне зависимости от того, что пропишут операторы в договоре, возврат должен производится не иначе как за вычетом фактически понесенных расходов».

 


Правда, закон не требует от операторов подтверждать расходы по первому требованию агента, а значит, при получении уведомления о штрафе у менеджера будет выбор: поверить оператору на слово или обращаться в арбитражный суд, а это весьма затратное удовольствие.

Источник: http://profi.travel/news/4639/...

Комментарии (1)

Светлана Кощеева 23 апреля 2015, 22:24

спорный вопрос: вроде и правильно… но как то «жестоко»…

Пожаловаться